Мой путь в журналистику был неожиданным, лёгким и интересным! По образованию я – учитель русского языка и литературы. Одно из моих самых любимых занятий – сочинение стихов, написание рассказов и сказок. А в журналистику я попала случайно! Но об этом чуть позже. А для начала я хочу рассказать недавнюю историю из моей жизни.
Предыстория…
Занималась я, значит, в прошлом году с одиннадцатиклассницей репетиторством по русскому языку и литературе. Девочка собралась в театральный поступать, но засомневалась, что наберёт необходимое для поступления количество баллов. Вот я её и гоняла по тестам, повторяя все правила с первого по одиннадцатый класс. А по пути иногда рассказывала про любимое дело всей своей жизни – журналистику, в которой я действительно оказалась совершенно случайно.
Проходит некоторое время, звонит мне мама этой девочки и сообщает, что дочка поступила… на журфак НГУ!
На какой ещё журфак?!
А как же театральный?!
Мама в шоке!
Я в шоке!
Девочка счастлива!
Раньше интервью брала я, теперь берут у меня!
А несколько дней тому назад пишет мне та самая девочка (сейчас уже второкурсница университета), что хочет она взять у меня интервью. Им, видите ли, в универе дали задание взять интервью у интересного человека. И один из вопросов, который она для меня подготовила, такой:
- Журналистика для вас – это что?..
Как что?.. Журналистика для меня – это… всё! Мало того, это для меня не совсем профессия, это, скорее, образ жизни!
Если бы не 90-ые, я бы работала учителем русского языка и литературы!
Вот тут-то я и вспомнила пресловутые 90-ые: работа есть, зарплаты нет, учителя в школах по полгода денег не видели… А я по образованию как раз учитель русского языка и литературы. И я как раз работаю в школе, где денег не платят. А жить на что-то надо… Ну и куда мне прикажете идти работать с моим высшим филологическим?.. Не продавцом же на рынок! Хотя в 90-ые за прилавками стояли не только школьные учителя, но и врачи, и инженеры, и вузовская профессура, и даже младшие и старшие научные сотрудники различных научно-исследовательских институтов соседнего Академгородка…
И в это время моя подруга как раз решила уйти из школы и попробовать себя в качестве корреспондента местной газеты. У Марины на тот момент было незаконченное высшее образование (тоже, кстати, филологическое) и успешный опыт работы на радио. В общем, в один из прекрасных летних вечеров договорились мы с ней встретиться, чаю попить, печенюшками закусить, да и просто поболтать о том, о сём, в том числе, о её впечатлениях на новом рабочем месте.
Прихожу я в редакцию с чаем и печенюшками, а у подруги глаза на мокром месте… Понимаю я, что ей сейчас явно не до чаю… Причина расстройства – задание главного редактора, которое она никак выполнить не может. Отправил, значит, её главред на коммунистический митинг с участием столичных гостей, которые приехали из Москвы в Бердск, чтобы научить сибирских однопартийцев тому, как им нужно себя вести, чтобы у местного беспартийного населения было больше доверия к партии.
- И пока столичные коммунисты выкрикивали в микрофон всем давным-давно надоевшие лозунги, наши партийные ребята… - тут Марина горько вздохнула и замолчала.
Я ахнула:
- Наши поколотили своих однопартийных гостей?!
- Ну, не то чтобы поколотили… Но ответили они им примерно так: «Ехали бы вы, граждане горлопаны и обещалкины, туда, откуда приехали! А мы тут, на месте, сами разберёмся, как нам себя вести с родными, друзьями и знакомыми, с которыми мы в одном городе живём, с кем мы который год с хлеба на воду перебиваемся и просвета пока не видим». В общем, послали наши пришлых далеко и надолго.
Пока подруга рассказывала мне о том, что она видела своими глазами, слышала своими ушами, простояв рядом с митингующими пару часов кряду на весьма приличных каблуках, я быстренько накатала «письмо маме», как я мысленно назвала этот «репортаж», в котором живенько рассказала про обнаглевших столичных и отважных наших. Прочитала написанное подруге, мы дружно поржали над почти фельетоном и с чистой совестью отправились пить чай с печенюшками.
На следующий день подруга мне звонит и говорит:
- Ты можешь в четверг прийти на планёрку в редакцию газеты «Свидетель»? Тебя приглашают…
- Кто приглашает? И зачем? Меня же там никто, кроме тебя, не знает!
И рассказала мне подруга о том, как её в редакции на чистую воду вывели.
- Марина, кто репортаж о митинге написал?
- Я.
- Марина, скажи, как зовут человека, который это написал!
- Да я это написала! Там же написаны мои имя и фамилия!
- Марина… Там ни одной ошибки! Скажи, как зовут этого человека! И пригласи в редакцию на планёрку!
Стихи – альтернатива прозе жизни!
В общем, на первой же планёрке меня попросили написать поздравление с Днём строителя. Какие проблемы? Написала. В стихах! Давно я поэзией «в стол» грешила: с 16-ти лет стихи в общую тетрадку записывала, но никому не показывала. А во взрослой жизни то одной подружке стишок «к случаю» прочитаю, то другую стихами с днём рождения поздравлю. В общем, подруги начали подталкивать меня к тому, чтобы я свои стихи в редакцию отнесла. А тут такое удачное стечение обстоятельств: меня на планёрку пригласили, поздравление написать попросили и… позвали работать корреспондентом. А я заартачилась:
- Не буду работать в редакции, пока мои стихи не опубликуете!
Пообещали опубликовать. А сами… надавали кучу журналистских заданий, а про стихи забыли! И когда в очередной раз прозвучала просьба редактора принести трудовую книжку и официально устроиться работать, я ответила встречным предложением:
- Не-не-не, вы сначала мои стихи опубликуйте, а уж потом я к вам корреспондентом устроюсь!
Опубликовали!
Вот так высшее педагогическое (филологическое) образование плюс тяга к литературному (поэтическому) творчеству и привели меня в журналистику.
Первая заметка – в «Студенческом меридиане»!
А через несколько лет работы корреспондентом, наводя порядок в своих бумажных архивах, мне на глаза попался журнал «Студенческий меридиан», в котором… была опубликована моя заметка о том, в каких нечеловеческих условиях студенты-филологи хлопок в Узбекистане собирают:
- дневная норма – 100 килограммов «белого золота», а коробочка хлопка весит всего 4 грамма;
- и на всё расположение один-единственный кран;
- и воду студенты-хлопкоробы пили на поле из арыков через носовые платки, чтобы мусор в рот не попал;
- и в баню отпускали всего один раз в неделю;
- и кормят невкусно;
- да ещё «угрожают»: «Камни с неба будут сыпаться – с поля никто не уйдёт, пока норму не соберёте»!
На журнал «Студенческий меридиан» тогда многие подписывались, в том числе, и я его по подписке получала. А пока я была на хлопке, почту, разумеется, получали родители. Вот моя мама и прочитала первую заметку дочери, опубликованную в центральной прессе. И папе показала! В тот же вечер родители примчались ко мне на хлопок, испугавшись, что меня могут отчислить из института.
Но пока родители боялись одного, преподавательский состав испугался совсем другого, поэтому в нашем расположении шустро навели порядок:
- кранов для умывания добавили;
- студентов-хлопкоробов в баню вне графика свозили;
- поваров от работы отстранили, к огромным казанам встали взрослые мужики-узбеки, которые хоть плов, хоть лагман, хоть дымляму готовят так, что пальчики оближешь, язык проглотишь;
- и питьевую воду в огромных флягах на поле привозить стали!
В общем, зажили мы на хлопке припеваючи! И норму по сбору «белого золота» сразу как-то легче выполнять стало!
Профориентационное тестирование
Перечитала я эту заметку, поулыбалась, вспомнила, как весело нам в то время жилось! И дальше архив перебираю, порядок в нём навожу. И тут натыкаюсь на распечатку какого-то списка…
Читаю его и вспоминаю, как я, уже будучи студенткой первого курса факультета русского языка и литературы, потратила 10 рублей (!) на профориентационное тестирование!
О популярной психологии в середине 80-х годов 20 столетия только заговорили. В журнале «Юность» опубликовали тест, предложили ответить на несколько вопросов, заплатить деньги, а в ответ обещали прислать ответ на вопрос: «Где работать мне тогда, чем заниматься?».
Ответив на вопросы и отправив на указанный счёт 10 рублей из своей стипендии, в ответ я получила список ВУЗов: Литературный институт имени М.Горького, институты культуры и… все журфаки страны (тогда СССР)! А про педагогику – ни слова! Положила я этот список в коробочку и благополучно о нём забыла, посчитав тестирование ошибочным, я ведь с первого класса знала, что буду работать учителем, учителем и только учителем, потому что с первого класса была по уши влюблена в свою первую учительницу – Валентину Всеволодовну Малевич!
Да ещё вспомнилось мне почему-то, как мне говорили, что я с детства устные репортажи писала. Прибегу домой с улицы и кричу:
- Этот сказала это, этот сделал это, а потом… бабах (!), как шарахнет!
И ведь всё правильно рассказывала, как и положено в репортажах: что, где, когда произошло, кто в этом участвовал, что в результате их действий получилось. Так что журналистами, можно сказать, рождаются!
Но научиться этой интересной профессии, конечно же, можно! Если вы:
- имеете высшее образование, грамотную устную и письменную речь,
- любите первыми узнавать новости и пересказывать их своим друзьям и знакомым,
- легко устанавливаете контакт с представителями различных слоёв населения и людьми разного возраста,
- умеете разговорить любого молчуна и вытянуть из него максимум интересной и полезной информации,
- на первое место ставите работу, на второе – личные интересы,
- любите и уважаете людей, защищаете их интересы и помогаете им найти ответы на сложные вопросы,
- считаете, что СМИ не только информируют, но и воспитывают своего читателя (слушателя, зрителя).
А ещё журналистика - это литература одного дня, потому что началась она с выпуска ежедневных газет: сегодня случилось - завтра в газете, завтра случилось - послезавтра в газете! Соответственно, требования к журналистским текстам такие же, как к литературным: читателю должно быть интересно читать, читатель должен получать пользу от чтения. И ещё одно, очень важное требование к работе журналиста: не навреди!
Хотите научиться писать новости, интервью, репортажи, очерки и другие материалы журналистских жанров?.. Обращайтесь - научу ))) Впрочем, могу научить не только журналистике, но и стихосложению, а также научу писать рассказы, сказки, фанфики... И ещё один (важный!) совет: в учителя выбирайте тех авторов, чьи материалы вам нравятся, чьи публикации вам интересно читать!
До следующих встреч на Яндекс Дзен!
Подписывайтесь на мой канал! Будет интересно )))
Людмила Ковенко
21-22 октября 2020 года