Тема 2.1. Происхождение государства
1.Первобытное общество: особенности власти и социального регулирования
2.Закономерности и формы возникновения государства
3.Марксистская теория происхождения государства
4.Патриархальная теория происхождения государства
5.Теологическая теория происхождения государства
6.Психологическая теория происхождения государства
7.Договорная теория происхождения государства
8.Теория насилия о происхождении государства
9.Органическая теория происхождения государства
10.Проблемы происхождения права
№1. Первобытное общество: особенности власти и социального регулирования
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей было первобытное общество. Выделяется два главных этапа первобытного общества: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. Управление в общине строилось на началах естественного самоуправления. Властьносилаобщественный характер, поскольку исходила от общины. Община в целом была источником власти.
► Институты власти:
1. Лидер (предводитель, вождь)
2. Совет старейшин
3. Общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.
• Власть в первобытном обществе называлась потестарной.
► Признаки:
1. Верховная власть принадлежала общему собранию членов общины
2. Власть основывалась на авторитете, уважении обычаев
3. Род выступал органом защиты всех своих членов
► Главные черты власти в первобытном обществе: выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер.
• Социальные нормы в первобытном обществе назывались мононормами. Они регулировали:
1. Брачно-семейные отношения
2. Половозрастное разделение труда
3. Отношения по распределению пищи и правила ведения охоты
4. Правила разрешения споров между членами общины
5. Правила ведения войн между племенами
Мононормы представляли собой общие, единые для всех правила поведения. Они были направлены на обеспечение присваивающей экономики. Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу). Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.
► Признаки нормативной системы этапа присваивающей экономики:
1. Эта система была направлена на господство общего над личным, на сплочение общины, рода, племени
2. Нормы были в виде строгих, безусловно обязательных правил поведения
3. Единство биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований
4. Преобладание запретов (табу)
5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил.
► В период перехода от присваивающей к производящей экономике:
1. Мононормы перерастают в нормы права и морали
2. Появляется обычное право
3. Появление первых письменных источников - агрокалендарей
4. Складывается четыре способа регулирования поведения людей: что надо обязательно делать, что разрешено делать, что запрещено делать, что безразлично для общества (человек может поступать по своему усмотрению).
№2.
Общие закономерности и формы возникновения государства.
Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.
Приблизительно 10-12 тыс. лет назад в различных регионах мира начался переход от собирательства, охоты и рыболовства, которые объединялись в деятельности одного человека, к земледелию и
скотоводству, т.е. переход от присваивающего к производственному хозяйству, основанному на разделении функций. Переход к производящей экономике был вызван такими экономическими кризисными явлениями, как неблагоприятные изменения климата, исчезновение растений и крупных животных, которыми питался человек, что угрожало существованию человечества как биологического вида. Люди вынуждены были расширить питательНЫй рацион, одомашнивая растения и животных, что позволяло иМ иметь достаточно надежный источник питания. Постепенно человечество переходит от архаичных форм земледелия и скотоводства, связанных с присвоением готовых растительных и животных форм, к развитым формам, направленным на преобразование природы и производство орудий труда, пищи, и играющим основную экономическую роль в жиЗни общества. Так на смену при- сваивающе-потребительской экономике пришла экономика производящая. Произошла «неолитическая революция», коренным образомизменившая всю систему социальных отношений первобытного общества.
Переход к производящей экономике послужил толчком к трём крупным разделениям общественного труда:
1. Отделению скотоводства от земледелия
2. Отделению ремесла;
3. Обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.
Предпосылки возникновения государства:
- разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);
- политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;
- психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,
- идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.
Закономерности появления государства:
1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;
2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;
3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;
4) Необходимость ведения войн.
Любое государство характеризуется признаками:
- Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;
- Население прикрепляется к определенной территории;
- Наличие территории;
- Налоги, на которые существовало государство.
Государство-это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.
Выделяют три способа возникновения государства:
- Европейский путь происхождения;
- Восточный путь.
- Синтезный.
Восточный путь возникновения государства. сюда относят наиболее древние государства: Древний Египет, Месопотамию и др. Они возникли вследствие разложения первобытных отношений. Роль вождя постепенно повышалась. Именно ему и близким к нему людям начали доставаться основные богатства, добытые в войнах и походах. Отсюда происходит окончательная и бесповоротная ликвидация первобытного равенства. Окружение вождя превращается в знать. Возникает необходимость в новых, более жестких формах управления обществом.
Непосредственной предпосылкой (поводом) к возникновению государства на Востоке явилась необходимость вести масштабные работы (в Египте это были ирригационные работы в долине Нила), в частности их организовывать. Вождь превращается в монарха (фараона, царя и т. п.), а его окружение – в управленцев, быстро разрастается управленческий аппарат.
Таким образом, можно сформулировать основные черты восточного государства:
❖ ? господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх;
❖ ? как следствие – низкий уровень развития орудий производства;
❖ ? неспособность общества к модернизации;
❖ ? огромная роль государственного аппарата;
❖ ? социальная дифференциация, происходящая на основе политического неравенства, положения человека в системе власти. На Востоке власть давала и до сих пор дает и богатство, и влияние;
❖ ? высокий уровень коррупции и злоупотребления властью, поскольку она не подконтрольна ни собственникам, которых нет (собственник лишь один – государство), ни тем более большинству населения, вообще лишенного собственности на средства производства.
Многое сохранилась в странах востока и по сей день, поэтому из называют традиционным обществом
Западный путь возникновения государства. На Западе государство возникает также в результате имущественного неравенства, но иным путем: появляются частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел через период рабовладения в античный период (Древний Рим). Земля в большей части находилась в частной собственности. Шла постоянная борьба имущих и неимущих классов. Государство как раз и создается для смягчения борьбы и закрепления статус-кво, чтобы обезопасить первых и сохранить за ними собственность.
Наиболее богатые занимают и самые высокие должности в государственном аппарате. Но, в отличие от Востока, они являются собственниками, ни от кого не зависят и сами формируют власть. Афины – классический пример такого пути развития государства. Спарта отличается от Афин тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена, то есть правами обладало подавляющее меньшинство. В Риме сложилась похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства вмешивается третья сила – плебс.
Позднее классы меняются (на место рабовладельцев приходят феодалы, а затем – буржуазия), но характер взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют своей власти неимущих. Однако, в отличие от восточных, западные государства прошли огромный эволюционный путь, постоянно подстраиваясь под изменяющиеся условия.
Основные черты западного типа государства:
➢ ? государство возникло как государство частных собственников;
➢ ? в основе государства – господство частной собственности, а поэтому главная цель – ее защита;
➢ ? частная собственность обеспечила более высокий уровень орудий труда и технологий в целом;
➢ ? западное государство подвергалось эволюции весь период своего существования, корректируя общественные отношения. Особенно быстро и эффективно этот процесс шел в период Нового и Новейшего времени;
➢ ? поскольку сегодня широкое распространение получила коллективная форма частной собственности (акционерные и иные общества), то практически все члены западного социума являются собственниками, что позволило большинству государств построить общество всеобщего благоденствия, основанное на социалистической модели.
Следует отметить, что сейчас по западному пути развития идут некоторые страны, прежде относившиеся к восточной модели (Япония, Южная Корея и др.), хотя они и сохраняют в общественных отношениях свою специфику, более высокий уровень коллективизма, чем это принято на Западе.
Синтезный путь возникновения государства. Такие государства не знали рабовладения, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты как Востока, так и Запада. С Востоком их роднит господство общины, но причина тут – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их объединяет наличие этапа феодального землевладения, хотя реализован феодализм был в гораздо более жесткой форме в таких странах, как Пруссия и Россия, вплоть до полного закрепощения крестьян.
В качестве примеров можно привести Византию – государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах).
Выделим основные черты синтезного пути:
• ? влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
• ? как следствие – преобладание государственной и недооценка частной собственности;
• ? государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
• ? господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
• ? активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).
В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия.
№3. Марксистская теория происхождения государства
Сторонники: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин
Теория зарождается во второй половине XIX, в трудах Фридриха Энгельса . Наиболее полно она представлена в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ф.Энгельс пишет, что государство – следствие возникновения классового неравенства, которое требуется охранять и регулировать. Государство выступает в роли защитника прав частной собственности господствующего класса. «Защитник» необходим, чтобы не допустить столкновений между классами, которые могут привести к коллапсу. Государственная организация сменяет неэффективную родоплеменную, где невозможно контролировать развивающиеся отношения властвования и подчинения. С приходом частной собственности появляется эксплуататорский труд, потом наемный. Чтобы контролировать ситуацию в обществе и следить за неприкосновенностью частной собственности создается система различных принудительных органов (армия, полиция, суды, тюрьмы). Этой системой и заведует государство. О его развитии свидетельствует появления особо класса – управленческого аппарата, занимающегося только государственными делами.
По мнению Ф.Энгельса и других представителей теории государство – временное явление, которое отомрет с исчезновением классовой стратификации. Эту идею развивал В.И.Ленин в своей работе «Государство и революция». «Машина, аппарат, орудие - эти характеристики, данные Лениным государству, - оказали негативную идеологическую роль и освобождение от них становится одной из новых, актуальных задач современной теории государства».[1] Неравенство в обществе, по мнению В.И.Ленина, можно изменить лишь путем революции.
«Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.
Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий». [
№4. Патриархальная теория происхождения государства
Основатель патриархальной теориипроисхождениягосударства - Аристотель.
Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.
Плюсы теории:
• 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
• 2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
• 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;
• 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим опытом.
Минусы:
• 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;
• 2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?
• 3) Не объясняет жесткость законов.
Патриархальная теория происхождения государства.
• Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи.
• Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.
• Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну — патриарху, а тот уже своим потомкам - королям.
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
№5. Теологическая теория.
И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы “официальным идеологом” Ватикана, т. е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром. Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.
Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины.
Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство.
Плюсы теории:
1) Государство появляется с монорелигией;
2) Теория позволяет установить в обществе порядок;
3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;
Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.
6. Психологическая теория происхождения государства.
Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители –Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.
Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов).
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвования у одних, и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицам в обществе, потребность следовать их указаниям. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.
7. Договорная.
Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев. Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ. Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты. Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества. Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике. Минусы теории заключаются в следующих положених: Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет; Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление; Договор является волей людей - значит он может расторгаться; Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государств.
8. Теория насилия.
Теория насилия в вопросе происхождения государства Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия. Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский. Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим. Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственныйаппарат составляют завоеватели. Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь. Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг. Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой. Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы. Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.
9. Органическая теория возникновения государствабыла выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом,
2. Суть органической теории возникновения государства втом, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
• люди образуют государство, как клетки живой организм;
• государственные институты подобны частям организма: правители -головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) рукам и т. д.;
• между государствами,, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то
есть самые разумно организованные, как в VIIв. до н. э. IV в. н. э.-
Римская империя, в XVIII в. Великобритания, в XIXв. США). В
ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
3. Достоинствами теории является следующее:
❖ восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
❖ признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
❖ оригинальность теории.
4. Недостатками данной теории является следующее:
• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
• сильное влияние дарвинизма;
• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
10.
В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида соц регулир — индивидуальное и нормативное. Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению права. В первобытном обществе нормативным соц регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительноговремени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хоз жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.
Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы. В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал. Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен.
В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса. В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом. В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет. Кроме запретов (табу), возникли такие способырегулирования, как дозволение и позитивное обязывание. Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязываниеимело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания кост костров, изготовления орудий и др. Нормативные обобщения, ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права.
Причины происхождения права
Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:
1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных эконом связей, условий для экономической самостоят;
2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;
3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;
4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.
Таким образом, возникновение права было связано с: качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества; обособлением личности как участника обществ отношений со своими притязаниями на автономность существования; формир государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:
а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности. Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формир юрид право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность.