Альбом «Come Taste the Band» - это последний альбом группы Deep Purple первого периода ее музыкальной деятельности. В публикации рассказано о некоторых довольно интересных моментах, которые сопровождали запись этого творения состава DP Mark IV в 1975 году
Альбом «Come Taste The Band» завершает первый этап музыкального творчества британской группы «Deep Purple». Этот альбом был вынужденной мерой, потому что фактически группа прекратила существование сразу после ухода гитариста и основного автора музыки – Ричи Блэкмора. Но музыканты решили использовать последний шанс, пригласив нового гитариста.
Да, как бы не критиковали последний альбом DP «Stormbringer», что он якобы занырнул в дебри фанка, соула, а то и джаза, но то все же был стандартный альбом группы, потому что там присутствовали несомненные хиты, да и хард-рока с рок-н-роллом там было достаточно. Это был настоящий «Deep Purple», а «Deep Purple» в первую очередь ассоциировался именно с гитарой Блэкмора.
Но «Come Taste The Band» был совсем другим творением. Когда Ричи Блэкмор ушел развивать свое собственное сольное творчество, остальные музыканты подумали о том, что, не обладая харизматическими данными своего бывшего лидера, сольное творчество им не принесет тех миллионов долларов, которые приносит DP даже при неблагоприятных раскладах. И они стали думать, как же выкрутиться из этого положения.
Естественно, требовался гитарист. Лорд и Пэйс, по обыкновению, присматривали таковых еще в 1974 году, когда Блэкмор только-только начинал «взбрыкивать», грозясь уйти из группы на вольные хлеба. За год друзья посетили множество концертов множества групп, с упоением читали последние музыкальные новости, сортируя информацию по гитаристам, покинувшим свои составы. Как кандидатуры присматривались Джефф Бек и Рори Галлахер, но они не подходили из-за того, что были уже звездами со своими требованиями. Поэтому приходилось присматриваться к пока еще не «звездным музыкантам».
Итак, такие «гениальные не звезды» выискивались на концертах конкурентов. Лорд даже намеревался «утащить» из группы Алекса Гарви гитариста Зэла Клеминсона, который ему понравился, но Гарви прекрасно знал – если на концерте появляются Пейс или Лорд, значит, они подыскивают себе нового музыканта. Поэтому он всегда был начеку и пресекал всякие попытки вербовки (правда, это не помешало Клемпсону в 1978 году оказаться в составе «Nazareth»).
В тот момент все музыканты DP жили в Малибу под Лос-Анджелесом. Там на одной совместной попойке Дэйвид Боуи, который не был равнодушен к музыке DP и дружил со всеми членами группы, намекнул Ковердейлу, что им нужен не английский гитарист, а американский. Во-первых, американская публика более снисходительна к своим собственным согражданам в составах иностранных групп, а, во-вторых, в Америке прекрасных безработных гитаристов на порядок больше, чем в Англии. И что он, Боуи, может порекомендовать одного нищего виртуоза без амбиций, который проживает буквально в трех кварталах тут же, в Малибу, у своей подруги, так как у него не было денег даже на то, чтобы снять комнату. Это был 24-летний гитарист Томми Болин, о котором когда-то с восторгом отзывался Билли Кобэм – очень известный на тот момент джаз-роковый музыкант.
Ковердейл и Лорд внимательно прослушали альбом Билли Кобэма «Spectrum» 1973 года, на котором звучала гитара Болина, и единодушно решили – это отличная замена Блэкмору, а тем более американец!
Было начало июня 1975 года.
Ну, а дальше пошло по накатанному сценарию – Болина пригласили на прослушивание, и его игра так понравилась всем музыкантам группы, что пришлось в срочном порядке отказать всем остальным гитаристам, стоявшим в очереди. Одним из них был поселенный в доме Джона Лорда Клем Клемпсон, который ранее играл в таких известных группах, как «Colloseum», «Humble Pie» и «Greenslade». Лорду пришлось долго извиняться перед таким именитым музыкантом, но таланты Болина выглядели более значительными. Кстати, через год Клемпсон устроился гитаристом в группу «Rough Diamond», которую сколотил Дэвид Байрон, незадолго до этого уволенный из «Uriah Heep».
Итак, Болин был принят в группу, и почти сразу же началось сочинение нового материала и репетиции. Болин весьма рьяно взялся за дело, и, решив заменить Блэкмора не только в качестве гитариста, но и композитора, буквально за несколько дней сочинил подавляющее большинство новых композиций. Правда, параллельно он заканчивал записывать свой первый сольный альбом «Teaser», и чтобы побыстрее освободить своего нового гитариста, «Deep Purple» послали ему на помощь Гленна Хьюза, который значительно убыстрил процесс записи.
Параллельно для репетиций менеджмент DP снял в Голливуде большой павильон, в котором могли репетировать сразу две группы, друг другу не мешая. Когда Болин в августе появился на репетициях, оказалось, что другую часть павильона снял Ричи Блэкмор для работы над «Rainbow Rising». Именно тогда он и познакомился с Болином, побывал у него дома, и дал довольно четкие инструкции насчет того, что тому следует делать, чтобы не развалить такую первоклассную группу, как DP. Болин его прекрасно понял и как можно лучше старался соответствовать почетному званию «дип-перпловца», однако никто, даже Блэкмор тогда не знал (и даже не подозревал), что Болин «злоупотребляет веществами», причем самыми тяжелыми из них. Поэтому от краха DP не могли уже спасти никакие инструкции.
В августе 1975-го, порепетировав и умудрившись не поругаться с Блэкмором, «Deep Purple» отправились в Германию на студию Musicland в Мюнхене, где и записали все песни для нового альбома. Было всего записано 11 композиций, но довели до ума только 9. На трек «Same in L. A.» с отличным соло Лорда наложили всего треть вокальных партий, после чего решили его не использовать, а джем Болина с Пейсом, который вполне тянул на отдельное произведение, просто не влез на пластинку. Ему даже названия не успели придумать.
На аудио: две композиции, не вошедшие на альбом «Come Taste The Band» - «Same in L. A.» и «Ian Paice & Tommy Bolin jam», август 1975 г.
Во время записи альбома в Германии Томми Болин очень старался, а Гленн Хьюз наоборот, начал сдавать. Под конец записи он слег с гепатитом (желтуха), нанюхавшись чего-то не того, что нюхал до этого, и его пришлось увезти в больницу. Во время его отсутствия группа записала композицию «Comin' Home», и партию бас-гитары сделал Болин. Он же записал и часть хьюзовского вокала на песне «Dealer».
Интересный момент: гвоздь альбома, композицию «You Keep On Moving», по утверждениям Ковердейла и Хьюза, они сочинили и отрепетировали в мелочах еще во время работы над альбомом «Burn» осенью 1973-го. Но из-за Блэкмора, который рьяно отстаивал свои авторские права, песню эту не удавалось включить ни в один альбом DP, пока грозный конкурент не покинул группу.
Все работы над записью были завершены к 6-го сентября, когда Хьюз был полностью нетрудоспособен, поэтому альбом доводили до ума вчетвером с помощью продюсера Мартина Бёрча, который в тот момент имел контракт и с Блэкмором на запись его новых альбомов на 5 лет вперед.
Альбом «Come Taste The Band» вышел 10 октября 1975 года, и сразу же получил разгромную критику. Однако не это послужило причиной того, что он начал продаваться хуже, чем предыдущие альбомы – просто одновременно с ним в продаже появился и сольник Болина «Teaser», на котором также красовалась наклейка с лейблом «Deep Purple». А, как показывает практика, это очень плохо сказывается на коммерческом успехе обеих «совместных» альбомов, вышедших одновременно. Проблема заключалась в том, что сольник Болина выпускала совсем другая фирма, которая совсем не хотела отложить его выпуск, надеясь «выехать» на популярности DP. В итоге пострадали оба творения, хотя, в принципе, и относительно. «Come Taste The Band» хоть и раскупался хуже предшественника, но все же принес группе и лейблу приличные деньги.
Что касается гастролей, то в США они прошли с огромным успехом – тут как раз помог Болин, которого американцы приняли на «ура!». Хорошо приняли новый состав DP и японцы, а вот в родной Великобритании группа успеха почти не имела. Болина все время засвистывали, требуя вернуть Блэкмора. К счастью, британские гастроли длились недолго, однако новый гитарист все равно был расстроен. Он все чаще и чаще стал прикладываться к «герычу», и играл на концертах все хуже и хуже. Были моменты, когда все партии гитары приходилось играть на своем «хаммонде» Джону Лорду или исправлять явные косяки гитариста, потому что Болин буквально засыпал на сцене.
На аудио: Last Concert in Japan, запись с концерта 15 декабря в Токио. Музыканты очень просили не выпускать этот альбом, чтобы не дискредитировать себя ужасной игрой Болина. Но руководство компании все же сделало деньги даже на этом кошмаре
В конце концов весной 1976 года «Deep Purple» решили самораспуститься. Непонятно, почему они не стали подыскивать очередного нового гитариста – ведь группа пребывала на вершине своего успеха, и перед ней открывались новые горизонты. Тогда еще никто не знал, что по рок-музыке будет нанесен сильнейший удар со стороны панка и диско, и время для маневров еще было, хотя и немного.
Но, как показали последующие события, вторая половина 70-х для рок-музыки оказалась провальной. Ни один из музыкантов DP, начиная с 1976 года, не смог добиться успеха вплоть до начала 80-х – ни Ковердейл, ни Хьюз, ни Лорд с Пейсом, ни Гиллан с Гловером. И даже Ричи Блэкмор со своей «Радугой» завяз в коммерческих провалах, пока, буквально не наступив ногой на собственную песню, не сменил репертуар и фронтмена. А что уж говорить о «Deep Purple», которые в лице Блэкмора потеряли свою путеводную нить?
По сути, альбом DP «Come Taste The Band» показал, насколько сильно может измениться великая группа, потерявшая стержень. Сам альбом неплох, и даже хорош. Но это уже не «Deep Purple», к которым фанаты привыкли за 7 лет существования группы, а чисто сольный альбом. Только вот кого именно – Ковердейла с Хьюзом, или Лорда с Пейсом?
Учитывая специфику работы всех этих музыкантов, остается предположить, что этот альбом стал одним из трех сольников несравненного фанк-соул-джаз-рок-гитариста Томми Болина.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как записывался альбом Deep Purple «Burn» ~ вершина хард-рока 70-х. Некоторые факты
Как записывался последний шедевр Deep Purple «Stormbringer». Некоторые факты
«Purple Storm» - первое концертное выступление Deep Purple 1968 года, записанное на видео