Найти в Дзене
Алина Сидорова

Основы статистики

1. СТАТИСТИКА – это общественная наука: изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие качественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.
2. Предмет статистики – количественная сторона массовых

1. СТАТИСТИКА – это общественная наука: изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие качественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

2. Предмет статистики – количественная сторона массовых социально-экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, конкретными условиями места и времени.

3. Закон больших чисел (ЗБЧ) в теории вероятностей — принцип, описывающий результат выполнения одного и того же эксперимента много раз. Согласно закону, среднее значение конечной выборки из фиксированного распределения близко к математическому ожиданию этого распределения.

4. Статистическая совокупность множество объективно существующих во времени и пространстве, однородных в определенном отношении процессов и явлений. 

5. Единица совокупности — это индивидуальные элементы, являющиеся носителями изучаемых признаков.

6. Признак - объективная характеристика единицы статистической совокупности, характерная черта или свойство, которое может быть определено или измерено, относится к основным категориям статистики, составляют ее язык.

7. Вариация (колеблемость, изменчивость) различные значения признака у отдельных единиц совокупности.

8. Статистический показатель обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом (средняя зарплата по предприятию – это статистический показатель, а размер зарплаты отдельного работника – это признак).

9. Система статистических показателей — этосовокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одно- или многоуровневую структуру, нацеленная на решение конкретной статистической задачи.

10. МЕТОД СТАТИСТИКИ – совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет.

11. СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ – учение о совокупности общих правил (принципов), социальных приемов, методов и средств статистического исследования.

12. Статистический анализ - процесс изучения, сопоставления, сравнения полученных данных, их обобщения, истолкования и формулирования научных и практических выводов.

13. Статистическое исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.

14. Метод массового статистического наблюдения– планомерный, научно организованный и систематический сбор сведений о массовых явлениях и процессах жизни путём регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

15. Метод средних – это метод исследования статистической совокупности путем измерения ее средних величин (мер постоянства).

16. Метод группировки - распределение единиц наблюдения по группам по одному или нескольким признакам.

17. Классификация в статистике — это систематизированное распределение явлений и объектов на определенные секции, группы, классы, позиции, виды на основании их сходства и различия.

18. Метод массовых наблюдений (статистическое наблюдение) – это массовый научно организованный сбор первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления.

19. Метод обобщающих показателей - характеристика изучаемого явления при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних, с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов и явлений.

20. Система группировок – это ряд взаимосвязанных статистических группировок по наиболее характерным, существенным признакам, всесторонне отражающим важнейшие стороны изучаемых процессов и явлений.

21. Классификатор в статистике – это систематизированный перечень объектов (отраслей, предприятий, продукции, занятий, основных фондов и т. п.), каждому из которых присваивается определенный код.

22. Статистическая информация — это: 1) цифровые сведения в форме числовых рядов разнообразных величин, которые позволяют выявить определенные закономерности развития изучаемого явления, объекта или процесса; 2) показатели, рассчитанные по совокупности предприятий, фирм, корпораций, банков и других организаций, по рынкам, географическим и административным территориям и т.д.

 

 

 

Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы:

1. В каких организационных формах развивалась статистика в России после отмены крепостного права?

После крестьянской реформы 1861 года путь развития России стал меняться. Реформа давала крестьянам землю, но ее было часто недостаточно для самообеспечения крестьянской семьи, так в сельской жизни появились рыночные отношения между помещиками и крестьянами. Арендуя помещичьи земли, так называемые отрезки, крестьяне были вынуждены расплачиваться с землевладельцем. Такая отработка во многом напоминала барщину. Практически все население России (а крестьяне составляли до реформы около 90 % населения) перестали быть привязанными к своему помещику, к его землям. Люди стали мобильны, могли сменить свое место жительство, особенно если им не было что терять. Страдая от недостатка земли, от необходимости платить выплаты за землю в течение 49 лет, многие люди решали двинуться в города, где надеялись получить лучшую жизнь, заработать. В городах они становились работниками фабрик, заводов, многочисленных производств. Так стал меняться социальный состав населения России, в котором появились рабочие - наемные работники городов и местечек. Все это вызывало изменения в самой промышленности, в облике и укладе жизни городов. Отмена крепостного права была жизненно необходимым решением в Российской империи,крестьяне фактически перестали быть рабами своих помещиков, могли хоть как-то реализовать свои способности, делать выбор в своей жизни. В общем можно сказать, что развитие России ускорилось как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, в урбанизации, в развитии прав и свобод человека.

2. Проанализируйте категории статистической науки и дайте определение каждой из них.

Основными категориями статистической науки являются: статистическая совокупность, статистический показатель, статистические закономерности.

Статистическая совокупность - это множество единиц одного и того же вида, объединенных одной качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков.

Статистическая совокупность состоит из отдельных единиц. Единица совокупности служит основой счета и обладает рядом свойств или признаков, значения которых изменяются по качеству или количеству. Например, одно гражданское дело. Признак - это отличительная черта, свойство, качество, принимающие различные значения у отдельных единиц совокупности. Признаки, которыми обладает единица совокупности, могут быть: количественные (например, сумма, присужденная к взысканию по удовлетворенным исковым требованиям, количество неснятых и непогашенных судимостей у подсудимого); качественные или атрибутивные (например, виды производства по гражданскому делу, результаты рассмотрения дела); альтернативные - принимают два противоположных значения (например, у признака "пол" - мужской или женский, возрастной статус лица - несовершеннолетний или взрослый, дело рассмотрено с нарушением сроков ГПК РФ или без нарушений).

Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой при помощи статистических показателей. Статистический показатель - это обобщенная количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в условиях конкретного места и времени. Он может представлять некоторое значение, полученное в результате сбора статистической информации (число оконченных производством гражданских дел с использованием упрощенных форм судопроизводства - с вынесением судебного приказа или заочного решения) или рассчитанное на основе имеющихся статистических данных (средняя нагрузка судей за месяц, средний срок лишения свободы). Таким образом, статистический показатель в соответствии с данным определением имеет две составляющие: содержательную, отражающую характеристики, признаки статистической совокупности, и количественную - конкретное число. В программах сводки - статистических таблицах и формах статистической отчетности - статистические показатели имеют абстрактный характер, поскольку предполагают, что содержание будет иметь различные варианты количественного выражения. Например, статистический показатель числа рассмотренных с вынесением решения гражданских дел при заполнении бланка статистической отчетности может принимать различные значения в зависимости от отчетной единицы и уровня консолидации статистических данных (в отчете конкретного участка мирового судьи, районного суда или сводного отчета по этой категории судов общей юрисдикции на уровне субъекта РоссийскойФедерации или России в целом).

В состав категорий статистической науки входит понятие "статистические закономерности". Статистические закономерности - это закономерности массовых процессов, выражающие усредненный результат взаимодействия значительного числа однородных явлений, либо взаимосвязи последовательных состояний системы.

Можно выделить следующую специфику проявления статистических закономерностей при исследовании социальных явлений (что в полной мере относится и к массовым явлениям в судебном производстве, изучаемым судебной статистикой):

- отражают массовые процессы общественной жизни, формирующиеся под влиянием субъективных сознательных действий социальных групп, отдельных личностей, государственного управления;

- отражают влияние социальных явлений и материальных условий жизни общества на характер правовых и юридически значимых явлений;

- характеризуются исторической изменчивостью, обусловленной изменением социальной обстановки и общественных отношений, а следовательно, и изменениями в правоотношениях.

Различают следующие виды статистических закономерностей: закономерности развития (динамики) явлений (например, по мере развития многообразия гражданских правоотношений растет число принятых к производству в судах гражданских дел); закономерности изменения структуры явления (изменение подведомственности или подсудности рассмотрения дел в процессуальном законодательстве повлечет изменение структуры рассматриваемых дел судами определенного уровня); закономерности распределения единиц внутри совокупности (при отсутствии изменений в уголовном праве и уголовно-процессуальном законодательстве распределение осужденных по основным составам преступлений существенно не меняется).

 

3. Проанализируйте наиболее выдающихся ученых-статистиков и укажите их вклад в развитие статистической науки и статистической деятельности.

Несмотря на то, что в российской статистике не было четкого обособления школ и направлений, все же можно выделить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, а также различные направления в русской академической статистике [1]. В России становление статистики как науки началось с описательного направления. Наиболее яркими представителями которого считаются И.К.Кирилов, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, К.Ф.Герман.

Карл Федорович Герман (1767-1838 гг.) является первым руководителем статистического комитета, созданного в 1811 г. при Министерстве полиции. Герман преподавал статистику в учебных заведениях, написал учебные пособия «Краткое руководство ко всеобщей теории статистики для употребления в училищах Российской Империи» (1808 г.) и «Всеобщая теория статистики для обучающихся сей науке» (1809 г.). Отмечая различные стороны пользы статистики для страны, К.Ф.Герман писал, что статистические исследования «могут и должны служить основанием, когда правительство принимает великие меры оградить подданных безопасностью или удалением препятствий, споспешествовать промышленности и успехам образования. Они открывают действие гражданских учреждений и удостоверяют публику в отеческих попечениях правительства». Как представитель и последователь описательной школы К.Ф.Герман считал, что предмет статистики - это государство, а сама статистика, по его словам, является «основательным познанием государства в какое-либо известное время». Вместе с тем, в его работах присутствовало не только описание, но и элементы анализа, группировки и динамические сопоставления. Он в первую очередь уделял внимание развитию теоретической и исторической науки.

 

4. Какие задачи ставятся перед статистикой в условиях рыночной экономики?

Основными задачами социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики являются систематическое описание и анализ следующих социально-экономических явлений и процессов:

• численность и структура населения страны, его распределение по регионам; наиболее важные показатели воспроизводства населения (показатели рождаемости, смертности, естественного прироста и т.д.);

• экономические ресурсы страны, их структура и динамика, распределение по отраслям и секторам экономики, эффективность их использования;

• основные результаты экономического процесса, размеры и структура произведенного продукта; темпы экономического роста; использование произведенного продукта на накопление и потребление; пропорции между отраслями и секторами экономики и др.;

• результаты производства в основных отраслях экономики; производство наиболее важных товаров (услуг);

• распределение доходов: первичное и вторичное распределение; формирование конечных доходов и их использование; дифференциация при распределении доходов между различными группами населения и т.д.;

• инфляция и факторы, влияющие на нее;

• занятость населения и безработица; факторы, влияющие на показатели занятости населения и безработицы;

• уровень жизни населения, его динамика; основные факторы, влияющие на уровень благосостояния населения; потребление товаров и услуг; доходы и сбережения; имущество домашних хозяйств; финансовые активы домашних хозяйств и т.д.

• развитие социальной сферы; образование; здравоохранение; взаимосвязи между показателями развития социальной сферы и экономического роста;

• состояние здоровья населения (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни);

• жилищно-коммунальное хозяйство и услуги, размеры и структура жилищного фонда и т.п.;

• инвестиционный процесс; объем инвестиций и их структура; источники финансирования и их эффективность;

• функционирование финансовой системы: государственный бюджет; финансовые операции, осуществляемые различными секторами экономики; денежная масса в обращении; объем предоставляемых кредитов; финансовая задолженность; операции страховых компаний; фондовый рынок; операции с ценными бумагами и т.д.;

• внешнеэкономические связи; определение потребности внешнеэкономического заимствования; структура и динамика золотовалютных резервов и т.д.;

• развитие науки и техники; влияние научно-технического прогресса на экономический рост;

• состояние окружающей среды и меры по ее защите; расходы на защиту окружающей среды (экология);

• производственно-технологические связи между отраслями экономики; зависимость между конечным спросом и производством продукции в важнейших отраслях экономики на основе модели межотраслевого баланса;

• наиболее важные качественные характеристики развития экономики: производительность труда, эффективность использования основных фондов и других экономических ресурсов;

• характеристики хозяйствующих субъектов.

 

5. Какие изменения произошли в работе статистических органов в связи с переходом российской экономики к рыночному хозяйствованию?

Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат Российской Федерации стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории.

В настоящее время в системе государственных статистических органов Российской Федерации работают свыше 50 тыс. человек. Из них на долю центрального аппарата приходилось 1,7%, территориальных органов государственной статистики - 94%, вычислительного центра - 3,4%, научно-исследовательских и проектных институтов - 0,9%.

Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с реформированием экономики. Это потребовало перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, направления которой были намечены в утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 121 соответствующей Программе.

В соответствии с Программой была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. На Всероссийском совещании статистиков в ноябре 1995 г. Председатель Госкомстата России изложил принципы и направления реформирования российской государственной статистики.

Реформирование статистики на первом его этапе проводилось по принципу приоритетности, когда в старую систему были вмонтированы не связанные между собой новые элементы.

Статистика вступает в новый период, который сочтет в себе дальнейшее развитие и завершение работ в рамках приоритетов и изменение самой системы в целях адаптации ее к рыночной экономике.

Если сейчас достаточно полно удовлетворяются информационные потребности органов государственной власти, то остальные разрезы информации - предпринимательский, научный и индивидуальный - нуждаются в фундаментальной проработке. Она должна ориентироваться на необходимость совмещения воедино информации об основных блоках макроуровня с детальной информацией о самых разнообразных аспектах микроуровня - предприятиях, товарных рынках, конкурентной среде, региональной экономической конъюнктуре и т.д.

Адаптированность статистической системы к рыночным условиям в значительной мере определяется уровнем развития маркетинговой службы информационных ресурсов. Потребитель, спрос должны формировать информационный "портфель заказов" для статистической системы. Реформы в статистике обеспечат выполнение этого заказа с учетом удовлетворения потребности по всем количественным и качественным параметрам - от содержания и объективности до дизайна. При этом должна соблюдаться преемственность в реформах, незыблемость базовых условий их развития, а именно:

- сохранение национальной системы организации статистики, базирующейся на традициях и сложившихся взаимоотношениях территориальных, а также ведомственных органов;

- усиление интегрирующих функций системы Госкомстата в общем процессе информационного отображения общественно-экономических явлений в стране;

- повышение роли региональной статистики, соответствующее перераспределение функций между федеральным и региональными уровнями;

- обеспечение объективности и оперативности статистических данных;

- достижение прогрессивного технико-технологического уровня статистических работ, обеспечение производственного и бытового комфорта работников российской статистики.

 

6. Какие недостатки имели место в статистических исследованиях в период административно-командной системы?

Экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества. Главная черта административно командной экономики - господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйствово представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают, что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе.

· Низкая адаптивность к меняющимся условиям

· Неспособность к интенсивному росту

· Бюрократизм

· Отсутствие конкуренции

· Акцент на объем выпуска, а не на качество и эффективность производства

· Медленное внедрение новых технологий

· Нет экономических стимулов к эффективной работе, т.к. преобладает уравнительный подход к оплате труда

· Формируются безынициативные работники

· Ресурсы используются неэффективно

· Экономика становится дефицитной. Относительно низкий уровень жизни

 

7. Изобразите схематично соотношение понятий «статистическая совокупность», «единица статистической совокупности», «статистический признак», «значение статистического признака».

 

 

8. Составьте схему, распределяющую ученых-статистиков по научным школам (направлениям), отметив, когда и в каких странах они работали.

 

 

9. В чем сущность статистических методов и какие из них применяются в статистических исследованиях?

Общей методологией изучения статистических совокупностей является использование основных принципов, которыми руководствуются в любой науке. К этим принципам, как к своего рода началам относятся следующие:

1. объективность изучаемых явлений и процессов;

2. выявление взаимосвязи и системности в которых проявляется содержание изучаемых факторов;

3. целеполагание, т.е. достижение поставленных целей со стороны исследователя, изучающего соответствующие статистические данные.

Это выражается в получении сведений о тенденциях, закономерностях и возможных последствиях развития изучаемых процессов. Знание закономерностей развития социально-экономических процессов, интересующих общество, имеет важное практическое значение.

К числу особенностей статистического анализа данных следует отнести метод массового наблюдения, научной обоснованности качественного содержания группировок и его результатов, вычисление и анализ обобщенных и обобщающих показателей изучаемых объектов.

Что касается конкретных методов экономической, промышленной или статистики культуры, населения, национального богатства и т.п., то здесь могут быть свои специфические методы сбора, группировки и анализа соответствующих совокупностей (суммы фактов).

В экономической статистике, например, широко применяется балансовый метод как наиболее распространенный метод взаимной увязки отдельных показателей в единой системе экономических связей в общественном производстве. К методам, применяемым в экономической статистике также относятся составление группировок, исчисление относительных показателей (процентное соотношение), сравнения, исчисление различных видов средних величин, индексов и т.п.

Метод связующих звеньев состоит в том, что два объемных, т.е. количественных показателя сопоставляются на основе существующего между ними отношения. Например, производительность труда в натуральных показателях и отработанного времени, или объем перевозок в тоннах и средней дальности перевозок в км.

При анализе динамики развития народного хозяйства основным методом выявления этой динамики (движения) является индексный метод, методы анализа временных рядов.

При статистическом анализе основных экономических закономерностей развития народного хозяйства важным методом статистики является вычисление тесноты связей между показателями с помощью корреляционного и дисперсионного анализа и др.

Кроме названных методов широкое распространение получили математико-статистические методы исследования, которые расширяются по мере движения масштабов применения ЭВМ и создания автоматизированных систем.

Этапы статистического исследования:

1. Статистическое наблюдение – массовый научно организованный сбор первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления.

2. Группировка и сводка материала – обобщение данных наблюдения для получения абсолютных величин (учетно-оценочных показателей) явления.

3. Обработка статистических данных и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.

Все этапы статистического исследования тесно связаны друг с другом и одинаково важны. Недостатки и ошибки, возникающие на каждой стадии, сказываются на все исследовании в целом. Поэтому правильное использование специальных методов статистической науки на каждом этапе позволяет получить достоверную информацию в результате статистического исследования.

Методы статистического исследования:

1. Статистическое наблюдение

2. Сводка и группировка данных

3. Расчет обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины)

4. Статистические распределения (вариационные ряды)

5. Выборочный метод

6. Корреляционно-регрессионный анализ

7. Ряды динамики

8. Индексы

Задача статистики – исчисление статистических показателей и их анализ, благодаря чему управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, будь то вся национальная экономика или отдельные ее отрасли, предприятия и их подразделения. Управлять социально-экономическими системами нельзя, не располагая оперативной, достоверной и полной статистической информацией.

 

10. Какие задачи возложены на Федеральную службу государственной статистики Российской Федерации?

Основные задачи Росстата

• Представление статистической информации Президенту, Правительству и Федеральному собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти и местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, международным организациям.

• • Разработка и утверждение официальной статистической методологии для проведения федеральных статистических наблюдений, а также обработка данных в целях формирования официальной статистической информации.

• • Согласование официальной статистической методологии, формируемой и утверждаемой субъектами официального статистического учета.

• • Разработка совместно с субъектами официального статистического учета Федерального плана статистических работ и подготовка предложений по актуализации.

• • Утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета.

• • Координация деятельности в сфере официального статистического учета.

• • Осуществление подготовки, проведения и подведения итогов Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также их методологическое обеспечение.

 

Решить следующие тестовые задания: 

Задание

Вариант (ы) ответа (ов)

1. Статистика как наука изучает количественную сторону:

 

а) массовых явлений и процессов;

б) индивидуальных явлений;

в) качественных показателей;

г) количественных показателей.

2. Термин «статистика» имеет одно из следующих значений:

 

а) направление в прикладной математике;

б) отрасль науки;

в) оперативная информация;

г) числовые данные.

3. Статистическая деятельность в России в настоящее время осуществляется:

 

а) Центральным статистическим управлением;

б) Государственным комитетом по статистике;

в) Федеральной службой государственной статистики;

г) Государственным органом власти в РФ.

4. Этапом статистической работы (из трех основных) является…

а) публикация статистических данных;

б) статистическое наблюдение;

в) формирование статистической отчетности;

г) расчет относительных показателей.

5. Предметом статистики являются:

 

а) единицы статистической совокупности;

б) статистические показатели;

в) размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их связи и развития.

6. К основным признакам характеризующих статистику как науку, относятся:

 

а) количественная сторона явлений;

б) качественная сторона явлений;

в) абсолютная сторона явлений;

г) временная сторона явлений.

7. К основным категориям статистики относится:

 

а) статистическая совокупность;

б) вариация признака;

в) статистическая закономерность;

г) все варианты ответа верны. 

8. Под термином «признак» понимается:

 

а) статистический показатель;

б) свойство единицы изучаемой совокупности;

в) показатель структуры совокупности.

9. Статистическая совокупность представляет собой:

 

а) предметное множество явления природы и общества;

б) множество единиц, обладающих общими признаками;

в) множество однородных элементов;

г) исследования экономических процессов и явлений в их взаимосвязи.

10. Под вариацией понимают изменение:

 

а) величины признака в статистической совокупности;

б) величины признака состава совокупности;

в) объема совокупности;

г) элементов совокупности.

11. Объем признака представляет собой:

 

а) сумму значений признака по всем единицам совокупности;

б) число единиц в совокупности;

в) максимальное значение признака в совокупности;

г) величину признака в статистической совокупности.

12. Объем совокупности – это:

 

а) сумма значений признака по всем единицам совокупности;

б) число признаков, характеризующих единицы совокупности;

в) число единиц в совокупности;

г) число элементов совокупности;

13. Статистика – это:

 

а) общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явления и процессов;

б) самостоятельная наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений в целях раскрытия их качественного своеобразия и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени;

в) вид практической деятельности по сбору, обработке, анализу и обнародованию количественной информации.

Показателей;

г) наука, изучающая отношения, характеризующие структуру совокупности, или отношения распределения.

14. Статистика изучает:

а) массовые явления качественного своеобразия и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени;

б) количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени;

в) отношения, характеризующие структуру совокупности, или отношения распределения;

г) основные статистические показатели, приемы и методы статистического исследования.

15. Под статистикой понимают:

 

а) отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации статистической информации;

б) Федеральную службу государственной статистики;

в) статистические методы исследования анализа социальных процессов и явлений в обществе;

г) организацию статистического наблюдения и контроля.

16. Закон больших чисел – это свойство:

 

а) статистических закономерностей формироваться и отчетливо отражаться лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности;

б) абсолютных статистических закономерностей формироваться и отчетливо отражаться лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности;

в) относительных статистических закономерностей формироваться и отчетливо отражаться лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности;

г) научно организованной по единой программе учет интересующих факторов о значимых явлениях и процессах.

17. Дискретные признаки группировок:

 

а) численность населения стран;

б) число членов семьи;

в) величина вкладов населения в учреждениях сберегательного банка;

г) заработная плата работающих.

18. Каждый отдельно взятый элемент совокупности называется:

 

а) признак;

б) вариант;

в) статистическая закономерность;

г) единица совокупности.

19. Статистическая совокупность – это:

 

а) множество однокачественных явлений;

б) множество однокачественных, варьирующих явлений;

в) множество однокачественных, не варьирующих явлений;

г) множество варьирующих явлений.

20. По характеру изменения признаки подразделяются на:

 

а) моментные и интервальные;

б) прямые и косвенные;

в) альтернативные, дискретные, непрерывные;

г) дискретные, непрерывные.

21. Дискретными признаками являются:

 

а) пол человека;

б) возраст человека;

в) семейное положение;

г) число членов семьи;

д) жилая площадь квартиры;

е) этажность здания.

22. Непрерывными признаками являются:

 

а) пол человека;

б) возраст человека;

в) семейное положение;

г) число членов семьи;

д) жилая площадь квартиры;

е) этажность здания.

23. Математическую основу закона больших чисел составляет:

 

а) теория относительности;

б) теория выборки;

в) теория вероятностей;

г) теория массового обслуживания.

24. Вариация в статистике – это:

 

а) изменение структуры статистической совокупности в пространстве;

б) изменение массовых явлений во времени;

в) изменение значений признака во времени и пространстве;

г) изменение значения признака у разных единиц совокупности.

25. Статистический показатель – это:

а) количественная оценка свойства изучаемого явления;

б) качественная оценка свойства изучаемого явления;

в) множество отдельные единиц одного и того же вида;

г) множество единиц совокупностистатистического наблюдения и контроля.

26.Официальной статистической информацией ограниченного доступа является …

а) информация, отнесенная к государственной тайне;

б) конфиденциальная информация;

в) закрытая информация;

г) специальная информация.

27. Теория статистики (общая теория статистики) - это:

а) наука изучающая количественные закономерности происходящих в экономике явлений и процессов;

б) наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной;

в) отрасль статистической науки, рассматривающая ее общие понятия, категории, принципы и методы сбора, обработки и анализа данных.

28. Под признаком в статистике понимается:

а) числовое выражение, отражающее размеры, масштабы изучаемого объекта или явления;

б) объективная характеристика единицы статистической совокупности;

в) индивидуальный составной элемент статистической совокупности.

 

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.