Имя Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765), как известно, связано с развитием национальной науки в целом. Химия, металлургия, география, история — во всех этих сферах научного знания сказал своё слово гениальный мыслитель. М.В. Ломоносов стал также основоположником российской филологии. В 1757 г. вышла в свет знаменитая ломоносовская «Грамматика». В ней учёный говорит о языке как о меняющемся и самосовершенствующемся явлении. Впервые учёный обратил внимание на разговорно-бытовой русский язык. Утверждая величие национального языка и речи, Ломоносов писал: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Таким образом, для деятеля русского Просвещения была очевидна мысль, ставшая постулатом для современной лингвистики: язык — средство общения, причём общения в широком смысле: научного, официально-делового, повседневного и т.д.
К XVIII в. в русском языке накопилось огромное количество противоречий. Путаница в написании тормозила становление русского литературного языка как общенародного. Российским учёным поневоле приходилось писать свои сочинения на латинском языке. Это было досадно ещё и потому, что родной язык содержал в себе все необходимые для нормального общения коммуникативные качества. «Народ российский, — рассуждал Ломоносов, — по великому пространству обитающий, невзирая на дальние расстояние, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и сёлах». Об этом учёный мог судить на основе собственного опыта. Придя с обозом в Москву, поморский сын Михайло Ломоносов был отправлен в числе наиболее способных студентов в Германию. Там он обратил внимание на то, что «баварской крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургскойшвабского, хотя всё того ж немецкого народа». Благодаря Ломоносову в научную речь вошли термины, которые для нас, граждан России третьего тысячелетия, кажутся привычными и всегда существовавшими в русском языке: рудник, чертёж, кислота, квасцы, воздушный насос, законы движения, земная ось, преломление лучей, удельный вес, негашёная известь и др.
Поэтому спустя век в 1865 г. Ф.И. Тютчев, поэт, член «Общества любителей российской словесности», скажет о Ломоносове:
Сто лет прошло в труде и горе —
И вот, мужая с каждым днём,
Родная Речь уж на просторе Поминки празднует по нём...
Уж не опутанная боле,
От прежних уз отрешена,
На всей своей разумной воле Его приветствует она...
Великая заслуга М. Ломоносова в том, что, как писал выдающийся филолог XX в. академик В.В. Виноградов, он указал на тот путь, по которому должны идти его последователи-русисты: создать современный русский литературный язык можно только «на основе синтеза церковнокнижных и народных русских форм речи».
В практическом плане для этого М.В. Ломоносовым была разработана «теория трёх штилей» — одна из первых лингвистических концепций в России, регламентирующая различные сферы употребления русского языка. Она изложена М.В. Ломоносовым в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757). В функционировании языка Ломоносов выделяет три стиля («штиля»): высокий, посредственный и низкий. Высокий стиль в понимании Ломоносова — это языковые и речевые средства, уместные в таких литературных жанрах, как ода, трагедия, публичная речь оратора. Посредственный (средний) стиль необходим в исторических и философских сочинениях. «Низкий штиль» применяется говорящими в обиходно-бытовом общении, им пишут комедии. Здесь возможно употребление «подлых слов», т.е. грубой, просторечной лексики.
Ломоносов обратил внимание на стилевое многообразие русского языка. Чуткий к родной речи, он отличал книжные стили от разговорной речи, понимал, что слова высокие не должны перемежаться с пренебрежительной лексикой, бранные, фамильярные слова неуместно употреблять в литературном общении. «Ежели в народе слово испорчено, то старайтесь оное исправить», — таков завет основоположника русской филологии его потомкам, нам, людям, получившим в дар великую ценность — родной язык.
Фактически «теория трёх штилей» Ломоносова стала научной базой для разработки современного понимания стилей речи русского языка.
Огромная работа по кодификации норм литературного языка и литературной речи, проделанная Ломоносовым, нашла продолжение в творчестве Пушкина.