Мурманск - один из крупнейших портов нашей страны. Более того, деятельность, связанная с морем, практически единственная хозяйственная отрасль в городе. При этом у большинства мурманчан образ "моря" ассоциируется прежде всего с Чёрным, Азовским и прочими южными морями, а не с родным и вроде бы близким Баренцевым морем. Дело не только в непритягательной суровости арктических морей, но и в том, что большинство мурманчан своего моря годами просто не видят, ну а если и видят, то издалека, с вершин мурманских сопок. Почему же так?
Проблема в том, что исторически центр Мурманска расположен на трех террасах, спускающихся к морю, при этом нижняя терраса с момента его основания была запланирована под порт и железную дорогу, которая отрезала портовую зону и море от остального города. Жилая застройка на нижней террасе полностью отсутствует, данная терраса представляет собой большую промышленную зону, состоящую из железной дороги и порта.
Более того, у крупнейшего портового города страны напрочь отсутствует набережная. Имеется, правда, небольшой пятачок 100 на 100 метров доступной для горожан территории вокруг Морвокзала, до которого нужно добираться по длинному открытому мосту через железнодорожные пути. Нужно ли говорить о том, что этот пятачок не является любимым местом прогулок мурманчан и характеризуется своей безлюдностью.
Сам же порт, ввиду фактической ликвидации рыбной отрасли в Мурманске после развала СССР, в значительной степени превратился в скопище заброшенных зданий и пустырей.
Периодически в Мурманске еще в советское время поднимался вопрос о необходимости создания хоть какой-то набережной, но это делалось скорее для галочки, поскольку не понятно как можно было преодолеть архитектурное проклятие города и разместить набережную там, где уже находятся порт и железная дорога.
При этом решение достаточно простое. Стоит только посмотреть как этот вопрос решается у наших соседей - норвежцев, живущих в тех же географических и климатических условиях, что и мурманчане.
Интересно, что у норвежцев также отсутствуют набережные, но их порты при этом не являются промзоной, состоящей из уродливых промышленных зданий, огороженных бетонными заборами с колючей проволокой. Порт в обычном норвежском городе интегрирован в городскую среду. Там есть улицы, площади, магазины, кафе, жилые здания и главное - свободный проход к морю, причалам и кораблям.
Так что проблема не в отсутствии в Мурманске участка прибрежной территории для организации набережной, а в существовании уродливой промышленной зоны, окруженной заборами. Действительно, что за странная любовь у нас к этим заборам? Ведь, если необходимо установить какой-то контроль, то можно организовать его непосредственно на выходе из здания, со склада или с корабля, зачем огораживать еще какую-то территорию?
Мурманску нужно просто привести в порядок портовую зону в центральной части города (от Морвокзала до Петушинки). Снести заборы и заброшенные строения, модернизировать существующие промышленные и административные здания, построить новые красивые современные дома, провести улицы, организовать площади, прогулочные зоны и зоны отдыха. Необходимо включить порт в городскую среду, чтобы город начинался у кромки моря, а не за километр от неё.
Понятно, что в соответствии с техникой безопасности, могут иметь место территории, где нахождение горожан будет сопряжено с опасностью для их жизни и здоровья, то же пресловутое - "не стой под стрелой". Но эти закрытые территории можно свести к минимуму.
Но, что же делать с железной дорогой? Её же не перестроишь как порт. Но и здесь есть несколько вариантов. Один из них - строительство красивых, уютных пешеходных мостов через железнодорожные пути. И здесь можно позаимствовать опыт Москвы.
Прогуляться по такому мосту одно удовольствие.
Что касается доступа не только людей, но и транспорта, то необходимо реконструировать уже существующие дороги и создать новые транспортные связи района порта с центром города посредством строительства транспортных развязок над железнодорожными путями. В идеале, можно превратить Портовый проезд в еще одну центральную городскую магистраль, наряду с проспектом Ленина, пронизывающую город с юга на север.
И под конец, для скептиков, полагающих, что всё это не для мурманчан, что всё это из области фантастики, покажу, как недавно оформили прибрежную зону в Архангельске, который в экономическом плане беднее Мурманска.
Мурманск, как столица Арктики, достоин большего. При чем всего лишь то, нужно взять пример с соседей.
Мурманск должен стремиться избавиться не столько от архитектурно-планировочных ошибок 100-летней давности, а от бездействия, загнивания и отсутствия веры в то, что Мурманск может быть современным, ухоженным и красивым городом.
Еще немного практических предложений или фантазий (это как кому угодно) в моей статье Этот "древний" город Кола!
Читайте статью Лапландия - это в Финляндии. Вы уверены?
Новую статью Новый Мурманск на новом месте
Зловредная статья Как портили Мурманск. Восемь изменений, ухудшивших город. Часть 1, Часть 2 и Часть 3 .
А так же хвалебная статья Как украшали Мурманск. Восемь изменений, улучшивших город. Часть 1 и Часть 2
Фото взяты с Яндекс.Картинки в открытом доступе.