Найти тему
Разумный туризм

Костяная дорога или путешествие по самому длинному могильнику в мире.

Оглавление

Безумная идея

На Дальнем Востоке в суровых условиях сибирской тайги и коварных болот вьется колымская дорога. Для Сталина ее возведение имело смысл соотносимый прямому билету в недра Сибири, но в реальности она стала могилой тысячам людей, построивших ее вопреки своей воли.

-2

Безумная идея - построить дорогу протяженностью 1826 километров через безлюдную пустошь. Поэтому в качестве рабочей силы использовались заключенные ГУЛАГ, число которых на Колыме в 1930-х годах начали расти, как грибы после дождя, и до сих пор являются символом жестокости и страданий. Независимо от погоды, заключенные работали по 16 часов в сутки, не имея достаточного количества еды, одежды и инструментов. Тех, кто умер на работе, «хоронили» прямо в основании дороги, известной как «Дорога на костях» или «Путь костей», вероятно, самого длинного могильника в мире.

-3

В крае шаманов и тысяч озер

Колымская дорога начинается в городке Нижний Бестяч на берегу реки Лена и заканчивается в портовом городе Магадан на берегу Охотского моря. Асфальт лежит только в последних километрах перед Магаданом. В остальном дорога состоит только из систематически сложенных камней, гравия и глины.

-4

Сибирская душа

Первые 350 километров пути проходят через захватывающий дух пейзаж с тысячами озер, извилистыми реками, березовыми рощами и лугами. Только если смотреть сверху, мы полностью понимаем, сколько воды на самом деле окружает нас здесь, в Сибири! В этом районе проживают якуты, этническая группа турецкого происхождения. Они живут в деревянных домиках и разводят маленьких, крепких и очень выносливых лошадей. Именно здесь Сибирь выступает как довольно спокойное место, где оживают древние шаманские традиции и жизнь течет в гармонии с природой.

-5

Через реку Алдан

Сразу за селом Ытык-Кюель дорога заканчивается. Перед нами протекает могучая река Алдан. Кроме того, в этих местах река разветвляется на несколько ответвлений, так что даже перейти реку по кратчайшему пути на другой берег непросто. Приходится прибегнуть к услугам местного перевозчика. Кроме нас, на пароме всего несколько грузовиков с бревнами. Колымская дорога практически не используется для пассажирских перевозок. Капитан корабля удивлен, что мы сейчас собираемся в Магадан, и предупреждает, что реки скоро начнут замерзать.

-6

Паром на реке Алдан работает еще 18 дней. Затем нужно будет ждать, пока река полностью замерзнет, чтобы снова начать движение по льду. Мы должны торопиться. К сожалению, на этом список плохих новостей для нас не заканчивается. По дороге к реке нас немного беспокоили проблемы с рейкой. На корабле наши опасения полностью подтвердились. Под машиной натекла лужица масла!

Мрачная Хандыга

Но несмотря на это мы доехали до ближайшего населенного пункта Хандыга и внезапно оказались в другом мире. Однотипные обветренные сборные дома, груды каменного угля и повсеместные массивные трубы, по которым здесь распределяется горячая вода. Уже в конце сентября котельные работают на полную мощность, из дымовых труб идет темный дым. Зимой температура опускается до пятидесяти градусов ниже нуля!

-7

Как нам поведали, Хандыга была основана в 1938 году на «зеленом поле» как база для строительства Колымской дороги. В 41 году сюда прибыли первые лодки с пленными. Ими было выстроено 735-километров участка дороги на восток до города Кадыкчаны и построен сам Хандыгу. Город основан прямо на вечной мерзлоте. Практически со всех сторон он окружен болотами. Многие дома стоят на бетонных сваях. Вместо классических тротуаров вокруг дороги используются деревянные мостки. Хандыга - совсем не приятное место для жизни. Словно атмосфера смерти и человеческих страданий все еще витала где-то в воздухе. Многие дома приходят в упадок. В последние годы население сокращается, в 2017 году здесь проживало всего шесть тысяч человек.

-8

Хандыга, пожалуй, одно из худших мест в мире, где могла выйти из строя трансмиссия нашей машины. Ближайший крупный город, Якутия, находится на расстоянии более 400 километров и две большие реки - Алдан и Лена. От обоих идет паромная переправа, а ширина Лены в этом районе аж 17 километров! К счастью, масло перестало вытекать в таком количестве, что благоприятствовало дальнейшему пути.

Люди Хандыги

Люди в городке достаточно гостеприимны и добродушны, поэтому нам не составило трудов познакомиться с семьей Головко. Они поведали о трудностях и некоторых нюансах жизни в этих местах. Говорят, о том, что некоторые считают, что проживают тут только пьющее население, но это мнение ошибочно. История с алкоголем, возможно, как и везде свойственна людям и для некоторых действительно это чуть ли не смысл жизни. Ну а как еще можно было бы жить в этих сценах ужасной истории и сурового настоящего?

-9

Прошлое вездесуще, к нему никто не возвращается, но оно исходит из каждого здания, из каждого укромного уголка и закоулка. Лишь однажды новые знакомые упомянули, что на другом берегу реки Алдан находится женская тюрьма. Сообщается, что женщин-заключенных доставили сюда на лодке прямо из Хандыги.

Снова в пути

Глядя с высоты на местный ландшафт болот и извилистых речных рукавов, мы прекрасно понимаем, насколько коварным было строительство ГУЛАГа именно здесь. Идея сбежать отсюда кажется совершенно нереальной. Мы полностью охвачены подавленным настроением и не хотим ничего, кроме как покинуть этот умирающий город, не желающего вспоминать собственное прошлое.

-10

После почти недели пребывания мы наконец покидаем Хандыгу. По пути выясняем, что если не выворачивать руль до предела, то масло уже совсем не вытекает. Мы просто счастливы снова оказаться в пути. Идет снег, а мы едем в Магадан!

-11

АЗС на Колымской дороге, наверное, можно было пересчитать по пальцам. Одна из них находится недалеко от переселенческого поселения Кюбеме. Именно здесь дорога делится на старую и новую. Старая дорога ведет на юг через горные равнины и проходит через район так называемого полюса холода, где были измерены исторически самые низкие температуры в северном полушарии (минус 71°C в деревне Оймякон). Сворачиваем на дорогу севернее и новее, копируя маршрут исходной «зимней», т.е. дороги, по которой ездили только зимой, когда реки и болота замерзали.

Своя страна

С одной стороны, этот уголок Сибири - захватывающее место, где мы любуемся удивительной дикой природой без людей, горными хребтами, бескрайней тайгой, таинственными болотами и кристально чистыми ручьями. Мы наблюдаем, как все медленно исчезает под снегом, как реки и озера постепенно замерзают, а природа входит в период сна. С другой стороны, на нас оказывают отрицательное воздействие темного прошлого почти заброшенных или совсем пустых городов, которые постепенно предаются забвению.

-12

Все усугубляется внешними температурами, которые в начале октября уже значительно ниже нуля. Мы не можем выкинуть из головы судьбу узников трудовых лагерей, разбросанных по Колыме. Помимо дикой природы, во многих местах мы также видим ландшафт, полностью опустошенный шахтами.

Город призраков

Будучи памятником добычи высококачественного каменного угля, здесь покоится мертвый город. Город Кадыкчан вырос в 1943 году благодаря труду заключенных из окрестных ГУЛАГов. В период своего наибольшего процветания здесь проживало около 12 000 человек. Местный рудник в то время был одним из крупнейших в стране. После распада СССР массовый исход жителей города начался одновременно с упадком добычи полезных ископаемых. В конце концов, никого не осталось. С 2010 года, согласно официальной статистике, город должен быть полностью необитаемым. За время пребывания там мы не увидели ни одного человека.

Магадан

На пути через регион бывших ГУЛАГов, современный Магадан чем-то напоминает земной рай. Люди простые, в магазинах и ресторанах есть богатый ассортимент всевозможных блюд, море пахнет свежим морским воздухом, а золото продается на каждом углу. Но и здесь о прошлом не так много говорят. Однако, в отличие от Хандыги, в Магадане есть как минимум памятник жертвам, заключенным в колымские исправительно-трудовые лагеря.

-13

Магадан - одно из тех мест, которые можно найти на самом краю света. Здесь особо не на что смотреть. Мы стоим на скалах над Охотским морем и постепенно осознаем, что пора отправиться в обратный путь, чтобы выбраться отсюда до того, как реки начнут замерзать.

Хорошо знать

Сложность: к Байкалу есть относительно хорошие дороги, похожие на дороги Байкала и Амур, которые идут на восток от озера. Однако путь проходит через менее населенный ландшафт (заранее обратите внимание на наличие топлива и еды). С Амурской дороги у села Скороводино он поворачивает прямо на север на Ленскую дорогу, сейчас реконструируемую.

-14

На участке между деревней Невер и городом Тында до сих пор местами отсутствует асфальт. Помимо больших выбоин, в плохую погоду проезд осложняется в основном слоем пыли, которая при намокании превращается в тонкую скользкую грязь. Машины без полного привода попадают в беду. В хорошую погоду должна быть возможность проехать по Колымской дороге на обычной машине без полного привода. Однако во время дождя на дороге снова появляется слой грязи во многих местах, что значительно снижает шансы на успех.

Корабли и самолеты: из Владивостока в Магадан идет паром. Помимо крупных аэропортов в Якутии и Магадане, есть еще ряд небольших региональных аэропортов (например, в поселках Теплый Ключ и Усть-Нера).

Продовольственные товары: вы покупаете в каждом крупном городе. Цены на продукты питания (и топливо) в отдаленных уголках Сибири обычно выше, чем в центральной части России.

Проживание: спали иногда в машине, но в каждом городе и поселке побольше есть гостиницы, в менее населенных районах можно найти на ночь жилье для съема. Для тех, кто интересуется более подробной информацией о путешествии в машине, читайте ТУТ.

Рекомендация: из-за качества дороги через отдаленные районы рекомендуем иметь запас еды, воды и емкости с топливом на случай чрезвычайной ситуации.

Внимание: описание проезда через дорогу Колымы относится к маршруту через так называемую северную часть дороги, оно не включает старую и оригинальную дорогу, проходящую на юг через село Томтор. По этой дороге очень сложно проехать из-за большого количества глубоких бродов и опасных мостов.