Жила-была девочка с длинным именем Катрин-Мари-Аньес Фаль
де Сен-Фалль, доставшемся ей от французского папы-банкира
и обычной американки, католички по вере и весьма тиpанической
особы в воспитании пятерых детей.
Девочка, которую в семье называли просто Ники, жила на две страны - Франция и США, поменяла несколько школ и даже училась в монастыре. Но именно в школе Брирли в Верхнем Ист-Сайде (Нью-Йорк), где она раскрасила красной краской фиговые листки классическим скульптурам
и где ей указали на дверь, Ники усвоила два жизненно важных урока:
1. женщины могут и должны совершать великие дела;
2. именно после раскраски фиговых листков на причинных местах скульптур девочка поняла, что хочет связать свою жизнь
с искусством; этот первый шаг в "живописи" есть единственное художественное "образование" самородка, которого мир знает
под именем Ники де Сен-Фалль как художника наивного стиля.
Всё остальное Ники познавала сама, общаясь с творческими людьми, впитывая искусство нового времени и пытаясь найти себя среди современного многообразия форм и стилей.
Искала девочка свой путь в искусстве, искала и наконец нашла.
Для начала Ники де Сен-Фалль "раssтреляла" статую Венеры Милосской как олицетворение женской красоты, для чего в копию знаменитой скульптуры были вмонтированы баллоны с краской. Зрелище шокировало публику, критиков и бомонд. Но позже идея настолько понравилась, что скульптуры и художники начали проводить перформансы с "раssтрелом", создавая шедевры прямо на виду у зрителей.
Имя Ники де Сен-Фалль стало на слуху.
Итак, мы продолжаем с вами прогулку по музею современного
искусства МАМАС в Ницце (Франция), где выставлены три работы
Ники де Сен-Фалль.
Другие статьи о музее современного искусства в Ницце:
Дьявол в теле
Ничего не выкидываем - всё идёт в искусство
Виолончель и 45 кофемолок
После "раssтрелов" Ники перенесла своё внимание на устоявшиеся традиции общества. Так родилась серия скульптур о невестах -
белые фигуры в белом одеянии, которые символизировали,
на взгляд художницы, извращённую чистоту на фоне яркого,
настоящего и не всегда дружелюбно настроенного мира -
человеческие лица на концах ветвей дерева символизируют собой многоголовое чудовище Гидру из древнегреческой мифологии.
Продолжая работать с папье-маше, Ники де Сен-Фалль перешла к работе над трёхмерными (объёмными) скульптурами, которые подвешиваются
на тонкой леске. Создаётся впечатление, что женские фигуры
с рельефными изгибами тела танцуют в воздухе - так могут вести себя только свободные женщины, не отягощённые обязательствами ни перед мужьями, ни перед обществом. Во как!
Со временем работы Ники де Сен-Фалль стали более жизнерадостными. Это видно из серии скульптур под названием "Нана" (в переводе с разговорного французского "нана" переводится как "бабёнка", "тёлка").
Женские фигуры из папье-маше покрыты яркой пряжей или кусочками ткани. Это продолжение феминистких идей художницы - современные женщины свободны от традиций, о чём говорят позы скульптур.
Поэтому если женщина хочет стоять на голове, пусть стоИт - никто
и ничто не может ей в этом помешать))
Чёрный цвет скульптур Нана неслучаен - много лет Ники де Сен-Фалль посвятила вопросам интеграции коренных афроамериканцев в белое общество их родной страны.
Вот такая необычная судьба была у девочки, которой нравилось раскрашивать фиговые листки на интересных частях мужского тела))