Найти в Дзене
Легкое чтиво

Уход на второй круг

Предполетные указания заканчиваются командой старшего летной смены "Смирно! По самолетам!" и начинается! ПРП (помощник руководителя полетов) хватает подмышку ракетницу, черновик плановой таблицы на завтра, в другую руку хронометражиста и наблюдающего за шасси и вся эта гоп-компания вприпрыжку мчит на автобус, чтобы успеть до начала полетов занять свои рабочие места, проверить радиосвязь и доложить руководителю полетов о готовности.

ГРП (группа руководства полетами) и расчет КП занимают свои места, проверяют средства связи и ОК(объективного контроля) и связь, докладывают о готовности к работе.

Инженер, ПДС, дежурный по связи, дежурный штурман - все на своих местах в готовности.

Антенны П-18, П-37 вращаются еще с трех утра, с тех пор, когда проводилась радиолокационная разведка погоды. Высотомер (мы его иногда называли @блотряс) без устали качает своей головой вверх - вниз, вверх - вниз и слышно как в воздухе растворяется скрип его механизмов.

Курсанты, летящие с разлета ускоренным шагом, а кто-то и бегом спешат к самолетам. Я тоже с разлета лечу. У меня по плану три круга контрольных с инструктором, а дальше три круга сам.

Над ЦЗТ на несколько секунд замирает необычайная тишина. Только репит тихонько громкоговоритель на КПИ, и еще слышно щебетание воробьев. Обстановка как перед артобстрелом в кино про войну. И вдруг в этой тишине из динамика громкоговорителя: четкий уверенный голос, чувствуется матерый голос :

- Ааа Семь полсотни запуск, - это запросился кто-то из летчиков

- Семь полсотни запускайте, -в ту же секунду откликается РП.

- Выполняю, - дает квитанцию матерый голос.

После этого запрашивает кто-то из курсантов. Это слышно по интонации, по тембру голоса. Голоса у курсантов не поставленные и какие-то угловатые что ли.

- Семь двадцать один запуск, - невнятно пробулькал курсант.

В этот момент соседний борт уже начинает запускаться. Затикал сначала вспомогательный двигатель тик, цик цик цик, а потом засвистел с нарастающей громкостью ууфьфьфьсшшшшиииввфффууу. Выходит на номинальные обороты, вот уже слышно как вступает в работу основной двигатель, словно дракон просыпается после долгой спячки буффффшш!!!

И в такт этой утренней авиационной песне подпевает голос РП:

-Семь двадцать один запуск.

-Семь два...и тут вклинивается басовитый голос инструктора - Выполняю..
Соседний борт вышел на режим малого газа.

Закипела, закрутилась! Смена летная начинается! Выруливают первые, запускаются следующие, готовятся и осматривают самолет те, кто взлетают чуть позже. Запахло керосином, повеяло от выруливающего, обдало теплым ветерком.

Контрольные полеты

Утро только начинается и кто летал, тот знает, что условия для полета в утренние часы часто бывают просто идеальными. Нет болтанки, нет ветра, воздух еще не прогрет - условия благоприятней некуда. Самолет летит как в масле. Особенно, если ему не мешать.

Иллюстрация. фотография из открытых источников.
Иллюстрация. фотография из открытых источников.

Инструктор в полете не говорил ни слова, просто пел песни(была у него такая привычка).Это значит настроение у него хорошее. Отлетал контрольные полеты я на хорошо. Зарулили на ЦЗТ, выключил двигатель. Пока мне вставляли чеки, летчик-инструктор уже шагал по бетону в сторону КПИ. Догоняю его, быстренько получаю замечания, возвращаюсь к самолету. Теперь я сам должен выполнить три полета по кругу.

Уход на второй круг

Первый круг слетал хорошо. С конвейера ушел на второй.

Перед третьим разворотом, как и положено осмотрел воздушное пространство и увидел впереди летящий самолет, а когда убедился, что дистанция между нами безопасная, доложил РП о выпуске шасси. РБЗ разрешил заход. При снижении от третьего к четвертому возникло ощущение, что дистанция до впереди летящего сокращается, а после выполнения четвертого - ощущение усилилось, но определить, что между нами уже менее 3 км, я мог только по косвенным признакам. Воздух был очень прозрачный и визуально казалось что мы сблизились и дистанция уже менее допустимой.

Тут, как бы в подтверждении моих слов, на участке от ДПРМ к БПРМ, мне поступает команда от ПРП: "- 728 обороты "максимал", на второй круг. чшшшшпять" (так эта команда прозвучала для меня). Что такое чшшшшпять я не стал переспрашивать, то ли постеснялся, то ли фиг знает почему.

Я в полной уверенности, что по причине сокращения дистанции между мной и впереди идущим экипажем, меня угоняют второй круг. Добросовестно выполняю команду. Но где-то в глубине сознания возникли какие-то сомнения и не очень хорошее предчувствие, и, как следствие, возросло
внутреннее напряжение.

На следующем заходе, перед выполнение третьего разворота, убеждаюсь, что воздушное пространство впереди свободно, докладываю и выполняю заход. После выполнения четвертого разворота, сразу выпускаю (как мне казалось) закрылки в посадочное положение. Видимо коэффициент опи@денения был весьма поэтому не замечаю, что изменений в поведении самолета, которые характерны при выпуске закрылков в посадочное положение, не происходит и снижаюсь снижаться дальше по глиссаде, уверенный, что в этот раз уж точно все будет нормально.

Но тут снова команда от ПРП: "- 728 обороты "максимал", на второй круг. Закрылки 25". И тут до меня доходит, что именно означало то первое "чшшшшпять".

Авиационный инцидент

Получается, что два захода подряд я выполнял с неустановленной конфигурации! Етить колотить! Нагреб налет, что называется.

Следующий заход собрался и нормально зашел и посадил самолет, а пока рулил думал о том, что пилюлЕй мне будет по полной.

Заруливаю на ЦЗТ, а меня уже ждут: летчик-инструктор, командир звена и комэска.

- Ну что, Иванов, нагреб налета? - резюмировал мой полет командир звена капитан Пузиков.

- Ну хоть на второй круг курсант теперь умеет уходить - сказал комэска

А летчик-инструктор добавил...а я не помню, что добавил летчик-инструктор.

Так в моей летной книжке появилась запись об АИ (авиационном инциденте)

Жмите палец вверх. Подписывайтесь на канал. Есть еще, что вспомнить.

Рекомендации к прочтению:

1)Как я в 1996 году в летное училище поступал. Часть 1 медкомиссия

2) Восемь месяцев "полетов" (4 курс). Как мы осваивали летное дело

3) Один день из жизни курсанта летного училища(летная практика)