Найти тему
Мир образования

Есть ли жизнь в образовании?

У многих желающих в будущем стать преподавателем чаще всего возникают одни и те же вопросы. А стоит ли оно того? Есть ли смысл тратить свою жизнь на обучение и воспитание подрастающих поколений страны? Сколько я буду зарабатывать? И многие другие вопросы, на которых зачастую не найти адекватного ответа. И здесь как нельзя лучше подходит выражение - “Пока не попробуешь, не узнаешь”.

Ну, вот собственно я взял и попробовал. И да, я все еще жив и в игре. Я тот из немногих людей, кто попал в образование волей случая, а не по зову сердца. Хотя предпосылки к данному ремеслу в виде учителей в семье, конечно же, были изначально. В данном рассказе я попробую обрисовать обстановку в современном образовании. Быть может данная информация подтолкнет кого-то пойти и все таки устроиться учителем или же раз и навсегда убедит в обратном.

Мне посчастливилось устроиться на работу в частную гимназию с численностью обучающихся не более 100 человек. Что бы вы понимали, в обычной образовательной школе суммарно учится 700-800 человек, иногда доходит и до 1000. Но, даже работая с малыми классами первые рабочие годы, были не простыми. В дальнейшей карьере я, конечно же, познал “прелесть” работы с большим количеством человек, устроившись работать в колледж.

Я имею опыт работы в различных уровнях образования, от школьного до высшего. Посетил значительное количество образовательных учреждений, познакомился с множеством коллег по цеху. И хочу сделать свой вывод о работе в системе образования в России.

Начать стоит с очевидного и главного вопроса. Сколько можно зарабатывать, работая преподавателем? Ответ – не много. Но, будет абсолютно неправильным, сказав, что работа учителем – низкооплачиваемая. Согласно данным Росстата в 2018 году средняя зарплата учителя по России 38 419,1 рублей. Не стоит забывать, что в нашей стране уровень зарплаты зависят от региона. Например, в 2019 году в Ивановской области средняя зарплата учителя составила 23 090 рублей. В Москве 95 035 рублей. В моей Томской области 36 253 рублей. Если проанализировать данные по каждому субъекту, то возникает лишь один вопрос. Какого хр..а? Почему такой колоссальный разбег между доходами учителей в России? Ведь учебные программы и предметы везде в целом одинаковые, и дети не особо отличаются друг от друга. Конечно, учитывается специфика региона, цены на продукты, жилье, общий уровень жизни населения. Но, на мой взгляд, некоторые расхождения в зарплате слишком велики.

Многие сейчас подумали, чтобы получать эту среднюю зарплату, нужно впахивать сутками. И отчасти те, кто так подумал правы. Зачастую вас могут нагрузить часами и различными факультативами, в сумме дающие более одной ставки. Но все зависит от конкретно взятого случая. Какое образовательное учреждение, какое начальство, какой предмет ты можешь преподавать. Что бы было понятно, расскажу на своем примере. Опять же обращаемся к цифрам – в Томской области средняя зарплата 36253 рубля. Да ее можно получать и даже больше. Например, я преподаю географию в гимназии и экологию в колледже. Специфика данных дисциплин позволяет мне совмещать работу в двух образовательных учреждениях. Очень важно поддерживать хороший контакт с администрацией и завучем. Ведь завуч отвечает за ваше расписание, а вам бы хотелось, что бы оно позволяло вам успевать посещать оба места работы.

Но что бы получать те заветные цифры средней зп и даже больше, следует выполнять еще одну обязанность. Участие в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и т.д. Во-первых, за участие вам полагаются зачастую грамоты, а за каждую грамоту можно поставить себе баллы в “Хлебную карту” (хлебная карта – это ежемесячный отчет о проделанной работе). Каждый балл стоит какое-то количество рублей. Беда в том, никогда не знаешь, сколько будет эта цифра. Во-вторых, получаемые грамоты можно и нужно прикладывать в портфолио (пригодится при аттестации). Для кого-то подобные цифры покажутся смешными или наоборот очень грустными, но как сказал один небезызвестный товарищ: “ Учитель - это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес”. В целом можно сказать, что работа учителем в 2020 году не самая бедная, плюс ко всему не пыльная.

Еще один главный вопрос. Как работать с современными детьми? Ведь они с каждым годом все труднее и наглее. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Да дети не просты. Вокруг множество факторов, отвлекающих от образовательного процесса. Многие дети юридически подкованы, ну или думают, что подкованы и качают свои права. Но не стоит забывать главного, что они в первую очередь дети, а вы преподаватель – человек с высшим образованием и вообще существо высшего порядка! Ваша главная задача – играть на опережение. Иметь козырь в рукаве.

Для того, что бы занятия проходили хорошо, и вообще хоть как-то проходили, следует применять несколько фишек.

  1. Можно установить веб камеру, направленную на класс. Это ваша гарантия безопасности и хорошей дисциплины в дальнейшем.
  2. Опирайтесь на регламент образовательного учреждения. У многих школ есть свои внутренние правила. Если вам повезет, и эти правила адекватные, используйте их. Например, в моей гимназии официально разрешено изымать телефоны и у детей на уроке, а так же выгонять с урока нарушителя дисциплины. Мешаешь другим выполнять задание? Перебиваешь учителя? Пошел вон с урока, щенок! И это грамотный регламент нормальной школы.
  3. Используйте современные технологии – смарт доски, компьютеры, всевозможные гаджеты. Конечно, если они имеются в вашем учебном заведении.
  4. Следите за новыми трендами в образовании.
  5. Постарайтесь поймать одну волну с учениками (тут уже дело вкуса, но, на мой взгляд, дети должны видеть, что вы понимаете их).

Ну и главный вопрос. Какие перспективы в будущем в данной профессии? Да никто не знает. В нашей стране вообще сложно говорить о каких-то перспективах. Но в целом следует напомнить, что у профессии учитель есть льготный выход на пенсию. Главное условие - наличие стажа по педагогической специальности не менее 25 лет.

С учетом того, что вы можете пойти работать учителем в условные 23 года. В 47 лет вы можете уже получать небольшие выплаты. Вполне актуально, с учетом нынешних подвижек пенсионного возраста.