Поликарпов Р-5 был советским бипланом-разведчиком, легким бомбардировщиком межвоенного периода. Проектные работы длились три года, что привело к первому полету в 1928 году (с немецким двигателем BMW VI) и последовавшему за ним серийному выпуску в 1930 году, когда в конечном итоге было выпущено от 6000 до 7000 экземпляров. Этот тип служил стандартной разведывательной и легкой ударной платформой для советских ВВС с 1931 года по Вторую мировую войну (1939-1945). Эта серия была официально прекращена навсегда в 1944 году, хотя после этого она продолжала летать.
В полете Р-5 был в основном построен из дерева и ткани, как это было принято в то время. Он демонстрировал относительно обтекаемый фюзеляж, содержащий двигатель в носовой части и кабину. Было использовано расположение крыльев типа биплан, в неравных периодах конфигурации и скреплено распорками. Двухколесная ходовая часть была неподвижной и имела вид "хвостовой тяги", в то время как однореберное хвостовое оперение было очень обычным. Легкий в изготовлении в больших масштабах, биплан был еще более легким в полете.
Основная производственная форма 1930 года несла экипаж из двух человек и имела длину 10,58 метра, размах крыльев 15,51 метра и высоту 3,26 метра. Пустой вес составлял 1968 килограммов, максимальный вес с нагрузкой составлял в 3427 килограммов. Биплан был укомплектован поршневым двигателем Микулин М-17Б, мощностью 680 лошадиных сил и приводом в движение двухлопастного гребного винта в носовой части. Максимальная скорость достигала 228 километров в час, а дальность полета составляла 500 миль. Его служебный потолок составлял 6400 метров, а до 1000 метров можно было добраться всего за две минуты. Типичным вооружением был 1 х 7,62-мм пулемет ПВ-1 в неподвижной передней установке и 1 х 7,62-мм пулемет да (Дегтярева) на обучаемой установке в задней кабине. Можно было перевозить до 25 килограмм бомб.
Некоторые из самых ранних боевых действий Р-5 произошли во время Гражданской войны в Испании (1936-1939), когда республиканские ВВС получили около тридцати одного образца из Советского Союза. Операции начались в 1936 году, но они плохо показали себя в качестве дневных бомбардировщиков и поэтому были низведены до роли ночных бомбардировщиков. Кроме того, Р-5 был использован во второй китайско-японской войне (1937-1945), в рамках китайско-советского договора (пакт о ненападении) 1937 года- усиление китайской наступательной и оборонительной мощи против вторжения японцев.
Служа как в Советском Союзе, так и в Монголии, этот самолет был вновь использован против японцев в битве на Халхин-Голе в 1939 году (что привело к советско-монгольской победе). С 1939-1940 годов с соседней Финляндией он показал опять же смешанные результаты. Их количество было таково, что эта серия все еще активно действовала во время Советской войны против Германии с 1941 по 1945 год.
В довоенные, военные и послевоенные годы Р-5 также существовал на гражданском рынке и использовался в основном для перевозки грузов или пассажиров.
Основные серийные модели были обозначены просто как "Р-5", и они первоначально носили двигатели М-17Б, прежде чем перейти на М-17Ф с 1933 года. Общий объем производства составил 4914 единиц. "Р-5Ш" представлял собой специальный штурмовик легкой бомбардировочной формы и нес 4 х 7,62-мм пулемета ПВ-1 на крыле основных самолетов. "Р-5А" был брат-близнец поплавковый вариант на водной основе и выпускался с 1934 до 1935 года. "Р-5Д" был дальнобойным вариантом, который существовал в качестве единственного примера. R-5 "Jumo" был прототипом, использующим бок о бок сиденья для двоих в увеличенном заднем пространстве кабины. "Р-5М-34" был испытательным стендом для двигателя серии М-34. "Р-5Т," представляли собой пятьдесят одноместных торпедоносцев-бомбардировщиков, впервые выпущенных в 1934 году и построенных в 1935 году. Двухместная модель позволяла перевозить наблюдателя. "R5-ССС" был усовершенствованным вариантом с дополнительной улучшающей производительность, обтекаемостью, а также большим количеством пулеметов. Производство превысило 100 единиц с 1935 по 1936 год.
коло 1031 самолета были построены по стандарту "R-Z" для специальной роли разведчика / легкого бомбардировщика. Впервые поднявшись в воздух в январе 1935 года, этот вариант нес в бой целых семь пулеметов. Этот вариант привел к появлению во времени суб-вариантов "R-ZSh", "P-Z", "PT" и "R-ZR".
В 1930 году конструкторское бюро Григоровича модифицировало один Р-5 в форму легкого штурмовика под названием "ЛШ". "ТШ-1" был наземным штурмовиком тяжелого класса, несущим 6 мм броневой обшивки, но были завершены только три прототипа. За "ТШ-2" последовала новая конструкция нижнего крыла основного самолета, в результате чего было построено десять самолетов по стандарту. "Шон" был еще одним легким штурмовиком, но выполненным для борьбы с повстанцами (монета) со складывающимися крыльями, улучшающими транспортировку и хранение самолета. Было заказано тридцать, и этот вариант был использован против басмачей-повстанцев в Средней Азии за время их пребывания в воздухе.
Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.