Прочитал книгу, собранную из размышлений Марка Аврелия: «Наедине с собой». Первое впечатление, которое остаётся после книги – если бы «философ на троне» и Иисус Христос встретились при жизни, им было бы о чём поговорить, а история христианства могла бы сложиться по-другому.
Марк Аврелий Антонин – был последним из пяти относительно хороших римских императоров (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий), последовательно правивших Римской Империей в период 96 - 180 годы н.э. За время их правления Римская Империя достигла своего наивысшего расцвета. Этот период времени ещё называют «золотым веком» или «период всемирной истории, когда положение человеческого рода было самое счастливое и самое цветущее». Марк Аврелий всю жизнь исповедовал стоицизм (твёрдость и мужество в жизненных испытаниях), большую часть жизни провёл в военных походах, да и свои размышления записывал в походной палатке.
Для меня Марк Аврелий интересен, прежде всего тем, что смог грамотно победить чуму, выпавшую на годы его правления, был мужем одной жены, от которой у него родилось 12 детей, ну и конечно своей философией, так похожей на некоторые моменты Ветхого и Нового Завета.
Так мог ли Марк Аврелий стать христианином? Если бы Иисуса Христа приняли сначала в Иудее, а потом и в Риме, то вероятно, Марк Аврелий и подобные ему, раньше других смогли бы понять и принять христианскую веру. Рождение Иисуса Христа именно в этот период и параллельное развитие Римской Империи, кажутся звеньями одной цепи. Что было бы, если бы Иисус не был распят? И вместо распятия, осуществилось бы пророчество Исаии о славной судьбе Христа:
«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века».
Ис.9:6,7
Римская Империя 2000 лет назад не только объединяла весь мир, открывая возможности для путешествий и общения людей на одном языке, неся прогресс и образование всему человечеству, но и в нравственно-этическом аспекте, готова была принять учение Христа. Прими Рим Иисуса, и скорее всего Его учение подхватили бы в Индии и Китае, так как почву там уже подготовили Конфуций, Лао-цзы и Сиддхартха Гаутама (Будда).
Марк Аврелий и Рим стояли на основании философов Древней Греции, таких как Сократ, Платон, Аристотель и Эпиктет. Последнего Марк Аврелий считал своим учителем.
Однако знакомство Марка Аврелия и Иисуса Христа так и не состоялось. Иудеи так и не смогли принять Иисуса, он был вынужден пойти путём креста, и о нём исполнилось другое пророчество Исаии:
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Ис.53:3-5
Христиан, так же как Иисуса стали преследовать и гнать сначала в Иудее, а потом и в Риме. Император Нерон обвиняет в поджоге Рима христиан, после чего христианство подвергается жесточайшим преследованиям и гонениям. Марку Аврелию же достаётся в наследство предвзятое мнение насчёт христиан. Возможно, если бы он мог сравнить учение стоиков и свои собственные размышления, с христианским учением, то нашёл бы много общего, однако этого не произошло и история пошла известным нам путём. Иерусалим пал в 70-м году н.э., Иерусалимский Храм был уничтожен, жители убиты или проданы в рабство. Христианство преследовалось в Риме, почти 400 лет, Рим потерял своё могущество, сначала произошло разделение на Западную Римскую Империю и Византию в 395 году н.э., а в 476 году Западная Римская Империя фактически прекратила своё существование, под давлением вождя германских племён Одоакра. Конфуцианство, Даосизм и Буддизм становятся полностью самостоятельными религиями и путь к объединению религий представляется крайне сложным до сих пор.
По этим причинам, чтение книги Марка Аврелия, для меня лично было сопряжено с грустью по поводу утраченных возможностей. Что, конечно же, не умаляет заслуг самого Марка Аврелия и его вклада в философию, этику и нравственность.
Далее хотел бы привести несколько наиболее приглянувшихся мне цитат из книги «Наедине с собой».
«Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним».
«Настоящее – вот всё, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает».
«Уходя из жизни, храни спокойствие духа, воздав богам искреннюю, сердечную благодарность».
«Никогда не считай полезным для себя то, что когда-либо побудит тебя преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками».
«Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого и наоборот».
«К чему следует отнестись серьёзно? Праведному помышлению, общеполезной деятельности, речи, неспособной ко лжи, душевному настроению, с радостью приемлющему всё происходящее».
«Кратчайший путь, согласный с природой – блюсти правду во всех речах и поступках».
«Ни с кем не случается ничего, чего он не в силах был бы вынести».
«Куда бы я не попал, я могу быть счастлив. Счастлив же тот, кто уготовил себе благую участь. Благая же участь – это благие склонности души, благие стремления, благие дела».
«В одном ищи радости и успокоения - в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о боге».
«Лишь одно действительно ценно: прожить жизнь по правде и справедливости, сохраняя благожелательность по отношению к людям даже лживым и неправедным».
«Важны три отношения: к облегающему тебя телу, к божественной причине, источнику всего случающегося со всеми, и, наконец, к живущим с тобою людям».
«Не всё же разглагольствовать о том, каким должен быть хороший человек, пора и стать им».