Найти тему
soullaway soullaway

Размышления о поэзии

О поэзии сегодня не говорят. Поэты больше никому не нужны. Вот попробуйте вспомнить, когда кто-то из ваших коллег цитировал кого-то на память. Можно представить ещё более фантастическую вещь. Спор не только с цитированием поэтов, но и с горячим обсуждением кто из них лучше сочинял. Кто точнее бил в сердца людей. Кто трогал какие-то струны души.

А вот Есенин пишет! Нет, брат погоди. Что мне твой Есенин. Он в подмётки Блоку не годится. Ты тише, тише. Не перебивай. Нет, ты не перебивай. Ишь выдал о Блоке. Да вы оба неправы. Главный поэт Маяковский. Эка ты хватил. Ещё б сказал бы что Цветаева. А почему бы и нет? Вот послушайте. Сам послушай! Ведь если звёзды зажигаются!

Представили себе такой диалог? Я вот представил, только почему-то все спорщики в моём воображении похожи на людей из прошлого. Из середины века. Они то ли работают в каком-то НИИ, то ли трудятся среди ИТР на заводе.

У меня нет никаких сомнений в том, что советский человек был куда более разносторонним, чем человек современный. Ведь тиражи книг тогда были зашкаливающими. Для чего-то ведь их покупали? И в том числе покупали и поэтов. Брали в руки книжку из собрания сочинений, садились и вдумчиво читали. А то и заучивали наизусть, что б потом в споре с коллегами козырнуть цитатой из Пушкина или Есенина. Ведь было же это когда-то. Я вам даже больше скажу. При жизни и Маяковский, и Есенин собирали огромные залы. Народ ходил на их выступления, как сейчас ходят на концерты. И катались эти граждане с гастролями по провинции.

-2

Интересовались поэзией, как я выше и сказал в тот период СССР, когда правил Брежнев. Но, на мой взгляд, некий перелом в восприятии произошел с появлением на сцене Высоцкого и Окуджавы, например. Они оба в моём понимании именно поэты, а не музыканты. Ну, какая там музыка? Не смешите меня. Музыки там нет. Это аккомпанемент, а не музыка. Но зато там есть то, что было в самом начале. То есть слово. Могучее такое, размашистое, русское. И естественно их поэзию так же горячо обсуждали, вслушивались в слова, удивлялись метафорам и радовались новым песням.

-3

Последнее поколение музыкантов имевших отношение к слову выпало на 80-е. Вы погодите горячиться. Ведь все 90-е тексты песен переписывали в тетрадки и разучивали мелодии к ним. Что б потом блеснуть перед девочками во дворе своим музыкальным мастерством.

Во дворах и подъездах, на лавочках и в подвалах звучали бесконечно все эти «Перемен», «Всё идёт по плану» и «Прогулки по воде». И естественно слова этих песен иной раз и обсуждались. Выходит поколение людей родившихся в 80-х, было последним, кто тревожился за русское слово.

-4

Та музыка, что явилась на сцену в двухтысячных годах, уже не воспринималась под одну гитару. Ну, сами вспомните, много ли было акустических концертов, например, у Земфиры или Шнурова? Я вот не помню, что б их кто-то играл под гитару. А если взять такие актуальные на тот момент группы как Психея или Jane Air, то и вовсе выйдет, что слово там вторично. Ведь эту музыку не будешь играть под одну гитару во дворе девочкам. Такая музыка требует именно большого полноценного звука.

На мой взгляд, поэзия в нашей стране закончилась окончательно где-то в 90-х годах. Да, жив ещё Шевчук, пытается играть в слова Лёха Никонов, но былого ажиотажа именно вокруг самой поэзии уже не возникает и вряд ли возникнет.

Мы наблюдаем закат прекрасной эпохи, когда слово пользовалось авторитетом. Тут конечно можно мне возразить, что есть современный реп. А вы пробовали читать эти тексты с бумаги? Ведь на бумаге оно не работает, так как живьем. Не тот жанр. Потому-то я считаю, что эпоха поэзии и больших поэтов уходит в прошлое. Это не хорошо и не плохо. Это наши современные реалии. Впрочем, лично мне всё это не мешает иной раз открыть томик Блока или Есенина и что-нибудь оттуда подчерпнуть. Чего и вам желаю. А у меня на сегодня всё. Спасибо за внимание и до новых встреч.