Идея применять военно-транспортные самолёты для ударов по наземным целям не нова, в своём современном виде она принадлежит, как бы странно это не прозвучало, но потенциальному противнику - ВВС США. Именно там для экономии денежных средств и ресурса боевых самолётов стали делать ган-шипы - транспортные самолёты с мощным артиллерийским вооружением (есть модели с 100мм и более), размещённым вдоль борта. Огонь при этом ведётся в вираже в центр поворота, что даёт возможность довольно точно прицелиться и вести огонь по одной точке, пока самолёт описывает вокруг неё круги. Там же поднимался вопрос и специальных бомб или кассетных боеприпасов для сброса из транспортного отделения, что также должно было уменьшить цену и упростить технически нанесения мощных бомбовых ударов по противнику, не имеющему ПВО. Логично, раз можно сбрасывать грузы, значит вместо них могут быть и бомбы, аналогичного веса. И это может открыть возможности для конструирования боеприпасов, которые не ограничены габаритами бомбовых отсеков, а могут иметь значительно большие у широкофюзеляжных транспортников. Рассматривались подобные возможности и в СССР, а позднее в России.
И вот министерство обороны России продемонстрировало нанесение бомбовых и артиллерийских ударов с военно-транспортных ИЛ-76, которые на всякий случай оборудовались в СССР оборонительной пушечной установкой из двух ГШ23 и четырьмя держателями для бомб весом до 500кг.
Стрельба из оборонительной пушечной установки осуществляется против направления движения при пролёте по прямой на скорости более 500км/ч. Поэтому, в отличие от ган-шипа имеем не длинный обстрел одной точки. Но, возможно и лучшие результаты, чем из пушек реактивных штурмовиков, поскольку оборонительная установка подвижная. Огневая мощь двух двухствольных скорострельных 23мм пушек бесспорно велика, но они всё-же в первую очередь рассчитаны на поражение скоростных воздушных целей, а они не бронированы. Сложно сказать как прошли стрельбы, результаты стрельбы в видео МО РФ не продемонстрированы, только сам процесс.
Сброс 4 бомб происходит из под крыла. У штурмана на ИЛ-76МД есть штатный прицел для бомбометания. Вторым назначением бомбовых подвесов (а может быть и более важным...) является сброс радиомаяков схожего габарита. Точность бомбометания также под вопросом, но с учётом того, что он производится с малой высоты и малой скорости, то может быть и более-менее.
По моему скромному мнению с учётом участие в конфликте в Сирии, подобное применение ВТА вполне оправдано и экономически, и технически. Жалко, что всё-таки нет полноценного ган-шипа, который совмещал бы в себе мощь огневого поражения и дешевизну при использовании. Отдельно стоит напомнить, что ган-шипы у потенциального противника уже некоторое время действуют преимущественно ночью, чтобы снизить их уязвимость от партизанского ПВО, а этой способностью ИЛ-76 не обладают.