Разработка палубного самолёта-локатора «Як-44» началась в СССР в начале 1970-х годов. Его прототипом послужил американский самолёт аналогичного класса «Хокай».
Самолёт обладал длиной свыше 20 метров и размахом крыла около 25 м. Он должен был оснащаться двумя винтовентиляторными установками «Д-27», которые совмещали в себе плюсы турбовинтового и турбовентиляторного двигателя. Агрегаты обладали общей мощностью в 28 тысяч л.с. и стали единственными в своём классе, прошедшими лётные испытания.
«Як-44» был рассчитан на полёт при скорости 700 км/ч на расстояния до 4 тысяч километров. Он мог вести патрулирование на протяжении 6 часов на высоте до 11 километров. На борту размещался радиолокатор «Э-700», способный обнаружить истребители типа «F-15», «F-16» или «Мираж» на расстоянии около 250 км. Противокорабельные ракеты «Гарпун» советский радар фиксировал на расстоянии до 160 км.
«Як-44» мог сопровождать до 150 целей единовременно. Кроме этого, он мог координировать сразу до 40 союзных истребителей. Прежде всего, «Як-44» планировалось размещать на первом в стране атомном авианосце «Ульяновск», который создавался параллельно.
Инженеры несколько раз переделывали схему «Як-44», из-за чего его разработка сильно затянулась. Окончательный проект был сдан в 1988 году. Также было спроектировано несколько модификаций, таких как наземный, противолодочный и пограничный. Тогда же был построен полномасштабный макет будущего самолёта.
Выпуск «Як-44» должен был начаться в авиазаводе в Ташкенте в 1990-х годах. Однако после распада СССР финансирование программы резко снизилось, и в 1993 году работы полностью прекратились.