Любили ли вы своих учителей, когда учились в школе? Уважали ли каждого/каждую, кто ставил вам пятёрки, двойки, писал замечания, ругал за отсутствие сменки? Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берётся злоба в тех, кто должен давать детям знания и вдохновлять их на добрые поступки?
Говорят, что система образования в России убивает в учениках таланты и энтузиазм. К сожалению, жертвами такого отношения становятся не только дети, но и преподаватели. Их компетенции принято не доверять, от них принято требовать невозможного. «ВЫХОД» продолжает цикл монологов от представителей/представительниц непрестижных и неблагодарных профессий нашей страны, чтобы показать, что за каждой должностью, которую общество не воспринимает всерьёз, стоит живой человек со внутренним стержнем и верой в лучшее.
Уфимцева Мария, учитель истории
Меня зовут Мария. Но чаще меня называют Марией Алексеевной, ведь я Учитель. Всегда пишу своё призвание с большой буквы У, так как, несмотря на отношение современного общества к профессии, я горжусь ей. Люблю ли я свою работу? Вопрос странный. Ведь если не любить то, чем занимаешься — зачем вообще это делать? Тем более, когда соприкасаешься с такой хрупкой материей, как детство. В своё время уважаемый мною педагог сказал: «Учитель — это диагноз». Диагноз этот не лечится, остаётся смириться и радоваться. А радоваться есть чему. Успехам детей, счастью от процесса взаимного обогащения знаниями, совместному творчеству.
Самое сложное в нашем деле — отпускать. Семь лет жить вместе, делить радости и горести, вместе развиваться, а потом… отпускать. У меня после выпускных «синдром пустого гнезда». Будто руку оторвали. Могу целый день просидеть в комнате в прострации. Сложно порой с родителями, особенно теми, кто считает, что они всё знают, а ты тут для мебели. На это я обычно предлагаю им постоять вместо меня. Потом начинаем разбираться вместе и оказывается, что проблема совсем в другом. Обычно проблемы в страхах, детских обидах и недопонимании. Ещё сложно с системой. Система, особенно авторитарная, особенно в школе, вообще губительна. Не созидает, а крушит всё — учителей, детей, родителей. И наша работа — ежедневная борьба с этой системой, чтобы она не задавила самое главное — человечность, творчество и доброту. Чтобы за Эверестом отчётов Учитель смог увидеть ребёнка, а в борьбе за показатели ВПР и ГИА не потерялись настоящие знания.
На работу меня вдохновляют путешествия, они питают новыми знаниями, идеями, закаляют характер. Путешествия с детьми — особое удовольствие, это целая история, которую мы пишем вместе. Путешествия сближают, а воспоминания — бесценная награда за преодоление трудностей в пути. Вдохновляют успехи учеников, ведь они подталкивают к самосовершенствованию. Я постоянно учусь, изменяю концепцию преподавания, ищу новые методы и приемы.
Мне не хватает времени на себя, семью. В последнее время (с появлением дочки многое изменилось) это проблема. Не хочу, чтобы одно мешало другому. Как совместить, пока не знаю. Боюсь, что не хватит сил. А поговорить об этом особо не с кем. Поэтому не хватает ещё и общения с коллегами, опытными специалистами. Раньше ездили на конференции, сейчас и этого не стало. Социальные сети не заменяют живого общения.
В начале моей школьной карьеры я часто слышала фразу: «Зачем тебе эта школа, что ты там забыла». И, видимо, пока не найду, что забыла, — не уйду. Может, мне повезло, меня не забывают. Каждый год на мой день рождения собираются выпускники, периодически звонят или пишут родители. В этом году пришли мои первые дети. Какое счастье я испытала, какую гордость — описать словами невозможно. Своих учеников я учу быть благодарными, и сама благодарна им за опыт, знания, поддержку. Обучение ведь процесс обоюдный. А сколько радостных часов подарили мне мои дети, сколько вместе мы создали!
А вот то, что профессия не ценится в обществе — это правда. И причин здесь много. Низкие зарплаты, низкий социальный статус учителя, которого превратили в исполнителя услуги. Он оказался между молотом и наковальней: с одной стороны министерство со своими требованиями, с другой — родители со своими ожиданиями. Учитель всем должен и всем обязан, но при этом ему не должен никто. Социальных гарантий и защит нет, пенсию по выслуге лет тщательно ликвидируют. Достойные условия труда надо поискать. Вот и бегут из школы многие, остаются идейные или приспособленцы. Скоро и первых не останется. Это и страшно. Уважать надо друг друга, ценить труд каждого. Учительский труд сразу не видно, он через года проявляется. И если уж требовать хотите, так и обеспечивайте достойно.
Учитель должен показать ученику, что жизнь — замечательная штука. Что каждый может эту жизнь сделать лучше. Учитель должен вдохновлять, гореть, чтобы зажигать других. Учитель учит жить, развиваться, созидать. Для этого он должен в первую очередь жить, а не выживать.
Баруткина Мария, учитель литературы
Я — учитель литературы в самой творческой гимназии города Екатеринбурга «АРТ-ЭТЮД». Параллельно я работаю над кандидатской диссертацией, возглавляю методическое объединение учителей русского языка и литературы, являюсь главным редактором школьной газеты. Я люблю свою работу. Не на все вопросы в жизни я могу так спокойно и твердо ответить. Но на этот могу.
Профессия учителя сложная по нескольким причинам. Наверное, самое главное, — она не заканчивается, когда уходишь с работы. Нет отдыха в мыслях, невозможно переключиться на что-то другое, часто не можешь провести вечер с семьёй, потому что надо готовиться к урокам или проверять тетради. Это дело всегда с тобой, преследует тебя повсюду. Ещё есть сложность в эмоциональной отдаче. Учитель — это не про «передать знания», это про то, что ты не можешь жить без этих детей, разделяешь их проблемы и трудности, плачешь над их неудачами. Это ежедневная стопроцентная вовлечённость в судьбы других людей. Часто у этой вовлечённости нет обратной связи, тебе не отвечают взаимностью. Тогда это ещё и больно.
Вдохновение находит меня повсюду! Когда нахожусь в путешествии, открываю мир, знакомлюсь с новыми людьми, то часто думаю: «О, вот это я хочу рассказать ребятам! Вот это было бы здорово им показать!». Наверное, больше всего вдохновляют живые примеры. Когда я вижу учителя со стажем 20 лет, который стал строгим и серьёзным завучем, но на уроках по-прежнему может заплакать над трогательной историей, или за обедом рассказать, как он переживает за каждого, то в такие моменты я понимаю, как многому ещё нужно научиться! Вдохновляют истории о потрясающих педагогах или о новых образовательных системах (Школа Амонашвили, сингапурские технологии и т. д.). Но больше всего вдохновляют плодотворные уроки, когда дети готовы, всё прочитали, когда ведётся дискуссия, и каждый хочет высказаться. Или когда читаешь сочинение с глубокой и сильной мыслью, до которой не только сам, но и толпа критиков никогда бы не дошла. Или когда смеются на уроке, плачут, радуются. В общем, когда ребятам на уроке хорошо и светло — вот это вдохновляет!
На работе часто не хватает времени. У учителей какая-то страшная нагрузка, это не позволяет им учиться, развиваться, отдыхать. 35 часов в неделю — это самоубийство, а не творчество. Надо больше отдыха, который учителя себе могут позволить только в том случае, если у них будет возможность получать больше. И иногда, конечно, не хватает уважения. Периодически какое-то потребительское отношение к учителю транслируют не столько дети, сколько родители. И это уже пугает. Кстати, об уважении. Мои подруги тоже работают в сфере образования, но они преподают русский как иностранный в университете. И когда они рассказывают, что китайцы и японцы кланяются при встрече с учителем, я понимаю, что у нас есть какие-то проблемы.
Чтобы условия работы стали лучше, нужно менять или всю государственную систему, что почти невозможно, или личное отношение каждого человека. В Сингапуре лучшая система образования, а учитель — самый уважаемый человек в стране. Лучшие вузы — это вузы, которые выпускают учителей. Туда невероятный конкурс, а стать учителем — мечта каждого школьника. Это молодое государство выстроило антропоцентрическую политику, в ней главным оказывается тот, кто воспитывает. К сожалению, я не могу представить Россию, которая готова к таким изменениям. Поэтому выход только один — каждому следить за собой. Помнить о том, что у тебя есть учитель, который вложил в тебя душу, и было бы здорово его поблагодарить. Не бояться говорить прямо о тех прекрасных примерах настоящих учителей, которых все встречали на своем пути. В общем, благодарность и память. Этого уже будет достаточно. На это будут смотреть другие. И подтянутся рано или поздно.
Мангилева Наталья, учитель математики
Я — преподаватель математики, занимаюсь репетиторством, у меня свой онлайн-репетиторский центр. Работала в школе 6 лет. Я очень люблю своё дело. Пошла в профессию по призванию. Мои родственники связаны с образовательной деятельностью, мама — учитель начальных классов, всегда хотелось на неё равняться. В детстве она была против того, чтобы я становилась учителем, говорила, что это неблагодарная и нервная работа. С восьмого класса я готовилась поступать в медицинский, но за полгода до ЕГЭ струсила (испугала перспектива посещения морга) и всё же поступила в педагогический. На третьем курсе работала в сфере доп. образования, была орг. менеджером в группах, где проходили психологические тренинги для подростков. С четвёртого курса начала официально работать в школе, через год параллельно занялась репетиторством.
Профессия сложная на тысячу процентов, эмоциональное выгорание у молодого педагога наступает меньше, чем через год. Моё эмоциональное и физическое состояние истощилось к полутора годам работы. Молодых очень много нагружают, дают делать всё, что не хотят делать «старички», за три копейки, а лучше бесплатно. Так, к примеру, в первый год меня сделали руководителем Школьного Методического Объединения естественно-научного цикла: отчёты, рабочие программы, контроль выполнения поставленных задач перед другими педагогами, входящими в состав ШМО. На секундочку, мне тогда было 20 лет, я не умела писать рабочие программы, а ещё нужно было контролировать других преподавателей. В первый год — классное руководство в пятом классе, родители практически не воспринимали меня всерьёз. Во всём приходилось разбираться самой, меня практически посылали в ответ на любые просьбы. В мои первые каникулы я переписывала четыре журнала. Предвзятое отношение к молодым специалистам есть, для родителей или учителей с большим опытом молодость равна неопытности. Но это же бред! Молодые учителя сейчас, прежде чем идти в школу, постоянно где-то подрабатывают, и у них опыта больше, чем у педагога с десятилетним стажем.
Больше всего на работу меня вдохновляют дети. Каждый из них по-своему уникален и в каждом я вижу себя в прошлом. Это даже не объяснить. Я знаю, чем они увлекаются, что их беспокоит и о чём они мечтают, мы всегда можем поговорить на любую тему. В основном, это муки выбора, общение с родителями, выживание в школе. Вчера чувствовала себя весь день неважно, но поняла, что сейчас начнётся онлайн-занятие по подготовке к ЕГЭ, и вся усталость и слабость прошла. Вот я читаю им про тригонометрию рэпчик, тут мы смеёмся над моими котами, которые исполняют пируэты на заднем фоне… Я тащусь от детей, они невероятно искренние и классные!
Сейчас я уволилась из школы и начала полностью работать на себя. Раньше мне не хватало психологической поддержки, поддержки коллег и начальства. Ты больше работаешь с родителями, чем с детьми, за каждую двойку отчитываешься перед детьми и родителями, а не наоборот. Начальство говорит, что родители всегда правы. Ребенок может не ходить на уроки, открывать с пинка дверь, посылать тебя на три буквы, и ты должен его аттестовывать, «ну мы ж не можем его оставить на второй год, вам нужны лишние проблемы?» — аргумент администрации школы. Бесконечные бумажки, журналы печатные, журналы электронные, нагрузка 40 и больше часов в неделю, уроки в шестых, седьмых, восьмых, десятых классах, классное руководство, отчёты по правонарушителям, посещение отделения полиции ночами и поиск сбежавших из дома детей… Глаз дергается? Смешно, но я даже написала магистерскую диссертацию по проблеме профессионального выгорания, и как можно этого не допустить.
Неблагодарна ли профессия учителя? Мягко сказано. Это для меня очень больной вопрос. У меня осталась связь с коллегами из школы, да и мама больше 25-ти лет работает учителем. Я пришла к выводу, что педагоги часто сами не уважают себя, позволяют ездить на себе за минимальную оплату, зато стабильно, зарплата и два месяца отпуска. Пока педагоги сами не начнут менять свое отношение к себе, своему труду — ничего не изменится. Педагоги должны чётко знать свои права, читать трудовой договор перед подписанием. Обязательно отдыхать и высыпаться, ходить на больничный, не давать свой личный номер родителям и детям, это большая ошибка! Дорогие мои учителя, учитесь на опыте других педагогов, от вас зависит, какой школа станет в будущем, и какие знания мы вложим в наших детей! Вы, дорогие, должны быть здоровыми как в эмоциональном, так и физическом плане. Дети должны равняться на нас!
Текст: Анастасия Саламатова
Редактор: Саша Ридель
Иллюстрации: Анастасия Мойсеева