Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Как я командовал учениями Северного флота

Юрий Нагаев

Нет ни слова правды в этом предложении. Я никогда не командовал учениями флота. Не вышел ростом. Служебным. Да и служил в авиации, поэтому летал в небе, а не бороздил морские просторы. Но эти слова, как вопрос или предположение, прозвучали несколько раз в монологе старшего начальника при разговоре со мной по телефону. Вот и стали названием маленького рассказа. И хотя название – обман, дальше будет только правда.

Как лётчик Дальней авиации я вместе с моими боевыми товарищами почти ежегодно принимал участие в совместных учениях или, как говорят моряки, сбор – походе кораблей Северного флота. Флот собирался в море, авиация поднималась в небо, и все развлекались тем, что воевали с условным противником, а то и друг с другом. Воевали на земле, в небесах и на море, оставляя мирным пока только космос.

Так было и в этот раз. Ступив на бетон одного из аэродромов морской авиации, я с удовольствием подставил себя лучам яркого, уже не заходящего за горизонт северного солнышка. Хочу сказать, что сколько раз я не бывал на Севере, мне всегда везло с погодой. Было тепло, светило солнце. В зависимости от месяца глаз радовали то цветочки, то ягодки и грибочки. Причём последние росли буквально под хвостами самолётов. Даже завидно становилось. Мы там, на северо-западе, плесенью покрываемся от сырости за один оклад, а они тут греются за два. Хотя я понимал, что Север тут не Крайний, а с погодой действительно везёт.

На этих учениях мне не довелось летать. Назначили старшим оперативной группы, а заодно и руководителем полётов от Дальней авиации, так как сюда после выполнения задачи должны были садиться наши экипажи. Несмотря на тогдашний постсоветский дефицит всего (не буду перечислять чего), учения получались очень представительными. Только дальники пускали несколько ракет, а ещё морская ракетоносная, корабли, подводные лодки. Не оставались без дела и истребители, палубные и сухопутные, которые своими ракетами пытались сбить наши. В общем, людей и техники много, керосина мало.

Это только через несколько лет, после того как на этот аэродром приземлится на стратегическом ракетоносце Ту- 160 Президент и Верховный Главнокомандующий, армия узнает, что в нашей стране всё ещё добывается нефть. И в больших количествах. Топливо польётся рекой, и всё заездит, залетает, заплавает. А пока считали каждый литр. Вот и для меня одной из задач было держать на контроле, решённый на всех уровнях вопрос о выделении для заправки наших самолётов пятидесяти тонн авиационного керосина. И немедленно докладывать своему командованию, если моряки попытаются хоть «трохи» зажать.

Радостный день вступления нас в учения приближался. Флот уже вышел в море, авиация пока оставалась на земле. Но начальники уже оторвали свои взоры от карт с синими и красными стрелами и обратили их в сторону личного состава. Началось целеустремлённое движение мелких групп в различных направлениях. Вот и наш так называемый профилакторий, а в реальности деревянный барак, отметивший как минимум полувековой юбилей, радостно загудел. К нам добавился прилетевший техсостав, а так же экипаж самолёта Ан - 12, на котором наши техники и прилетели. В штабе авиации флота приступила к работе наша самая главная оперативная группа во главе с заместителем командующего. На самый край, на пункт наведения, вертолётом заброшен командир эскадрильи, чтобы руководить экипажами на трассе пуска ракет. Лётный состав и авиационная техника на аэродромах в готовности к немедленному вылету. В общем, до времени «Ч» оставались считанные часы.

И вот, началось! Денёк выдался солнечный, облаков почти не было, летай – не хочу. После предполётных указаний в заключительный раз подошёл к командиру местной дивизии. Получив от него и от начальника тыла очередное подтверждение о выделении требуемого количества керосина, со спокойной душой убыл на КДП (командно-диспетчерский пункт), расположенный за взлётно-посадочной полосой. Далее всё пошло по отработанному плану. Стали поступать доклады о взлётах, сборах боевых порядков, выходах в район целей, пусках, выполнении других задач и т. д. Я отслеживал нарезанный мне раздел, совсем не готовясь руководить всеми учениями. В установленное время вернулись на аэродром экипажи морской авиации, а затем приземлились и наши.

Всё, почти победа! Как говорится:

«И врага ненавистного пусть пехота добьёт.

Коль погода нелётная – зачехляй самолёт

Авиация свою задачу выполнила. Только не мы. Осталось ещё выбраться отсюда, а по пути домой грохнуть пару целей на полигоне.

В атмосфере всеобщей эйфории я с трудом нашёл транспорт, чтобы добраться до стоянки самолётов. Там тоже сплошное ликование. Всё-таки первые совместные учения в этом году, и так всё удачно прошло! Экипажам, выполнившим пуски на «отлично», вручали жареных поросят, как подводникам за потопленный корабль противника. В этой радостной суматохе наконец-то добрался до своих. Поздравил с успехом.

- Поросят дома есть будете. Обедайте и готовьтесь к вылету.

Топливозаправщиков возле наших самолётов не было, только техники суетились, готовя матчасть к повторному вылету. Чтобы ускорить заправку, нужно отыскать местное руководство. И я, отправив экипажи в столовую, двинулся по стоянке. Повезло – минут через пять столкнулся с комдивом, идущим в сопровождении начальника тыла.

- Ну, дальник, поздравляю с успехом!

- Спасибо, товарищ генерал. Нам бы ещё заправиться и улететь.

- Понимаешь, у нас перерасход, так что могу дать только по десять тонн.

Начальник тыла солидным кивком подтвердил слова командира дивизии. В кармане моего комбинезона возник и начал расти жезл командующего учениями.

- Товарищ генерал, а как от вас на Питер выехать?

- Тебе зачем? – недоумённо спросил комдив.

- С десятью тоннами нам не лететь, а только по шоссе ехать и на АЗС заправляться.

- Шутник?! – комдив посмотрел на начальника тыла.

- Ладно, бери по пятнадцать и всё. А то сейчас начнём своих заправлять.

По пятнадцать – это напрямую без полигона, в обрез. Но деваться не куда. Скоро и этого топлива не будет - польётся в другие баки. Мобильные в наших местностях были ещё не в ходу, простого телефона рядом тоже нет. Посоветоваться не как и не с кем. Кончик жезла начал высовываться из кармана.

- Пусть будет по пятнадцать!

- Вот и хорошо. Давайте команду на заправку, - обернулся генерал к начальнику тыла.

Дело сделано, больше вводных быть не должно. Поймал машину. По дороге на КДП проехал через стоянку наших самолётов. Уже подъехали ТЗ, и началась заправка.

Прошло совсем немного времени после моего прибытия на КДП, как экипажи запросили разрешение, и порули к взлётно-посадочной полосе. В зале управления полётами раздался телефонный звонок. Руководитель полётами протянул трубку мне. Звонил полковник из нашей оперативной группы, находившейся в штабе авиации флота. Надо же, я совсем забыл о них. Наверно, это виноват чёртов жезл.

- Здравствуй, как дела?

- Здравия желаю. Нормально, - решил я не вдаваться в подробности.

Немногословность не проскочила.

- Где наши?

- Один на исполнительном, другой на предварительном старте.

- С заправкой проблемы были?

- Дали в два раза меньше, поэтому полетят напрямую без работы на полигоне.

- Кто так решил?

Я подумал плохими словами, но ничего не сказал. А нельзя было вопрос о заправке задать пару - тройку часов назад морскому начальству, которое находилось от вас на расстоянии вытянутой руки. Глядишь, и нужные двадцать тонн керосина где-нибудь добыли.

- Я решил,- мой голос прервал затянувшуюся паузу, - топлива всё равно больше не будет.

- Подожди, сейчас с тобой будет говорить заместитель командующего.

- Здравия желаю, товарищ генерал.

- Скажите, а кто решил, что экипажи полетят таким маршрутом? - спросил голос со сталинскими интонациями на том конце провода.

Кстати, эти самые экипажи уже дважды запрашивали разрешение на взлёт.

- Пусть ждут,- сказал я руководителю полётами.

- Я решил,- это уже генералу.

- А почему вы так решили?

Чёрт побери! Опять те же интонации! Мне стало казаться, что я не на КДП, а в Ставке ВГК в далёком сорок четвёртом защищаю план летнего наступления.

- Топлива дали только на перелёт!

- Скажите, а это вы командуете учениями Дальней авиации и Северного флота?

Ну вот, настал звёздный час. Хоть не в Ставке и не командующий фронтом, но тоже не плохо. Согнутая спина выпрямилась, плечи расправились, увеличившийся до нужных размеров жезл, уже не помещался в кармане.

- Вам виднее, товарищ генерал.

Ответ оказался неверным. Это показали последовавшие за ним несколько минут разговора по телефону. Причём, без применения ненормативной лексики. Я, так и не успев стать полководцем, в процессе сеанса «сексотерапии» превратился в мультяшного Пятачка, грустящего о лопнувшем зелёном шарике и принявшего в организм чуть ниже поясницы, так некстати высунувшуюся из кармана железяку.

- Товарищ генерал, разрешите зарулить экипажи на стоянку, а то они уже пятнадцать минут стоят на полосе.

Секунд тридцать в трубке не раздавалось ни звука, а потом:

- Пусть взлетают.

Я показал руководителю полётами рукой в небо. Самолёты один за другим оторвались от бетонки и устремились прочь от земных забот. Меня же эти заботы связали телефонным проводом по рукам и ногам.

Получив доклад о взлёте экипажей, заместитель командующего дал очередные указания:

- Товарищ подполковник, взлёт вашей группы ровно в три ноль- ноль.

- Извините, товарищ генерал, но я перенёс вылет Ан-12 на девять утра. Недоумение и удивление прямо так и полилось из мембран телефонной трубки. Воздух на КДП загустел.

- Вам, что мало Северного флота и Дальней авиации? Вы и транспортную под себя подмяли!

Хотя войск в моём подчинении, по словам генерала, и прибыло, я решил пока не трогать уже прижившийся в организме жезл. И правильно сделал. Так как я не сразу нашёлся, что ответить, то был вынужден в течение нескольких минут слушать, кивать головой и изредка вставлять стандартные военные фразы: «Есть!» (готов землю есть, чтобы вновь заслужить ваше доверие), «Так точно!» (да, я дурак, идиот и т. д.), «Никак нет» (но я не совсем пропащий, я исправлюсь). Наконец генерал иссяк, и я, получив приказ выйти с ним на связь вместе с командиром самолёта Ан-12, смог покинуть КДП.

На попутках добрался до городка. У здания штаба столкнулся с группой радостных авиаторов, несущих в руках звякающие пакеты. Один из них бережно держал поднос с жареным поросёнком. Увидев моё озабоченное лицо, добрые морские лётчики предложили мне плюнуть на всё и отметить победу содержимым пакетов, закусывая чудесным жарким. Посмотрев на уткнувшийся в зелень пятачок, вспомнил себя получасовой давности.

- Друзей не ем,- сказал я и решительно вошёл в штаб.

Минут через двадцать явился вызванный мною по телефону командир Ан-12. Вечером он выглядел значительно лучше. Генерал был не прав, я не подминал под себя транспортную авиацию. Она сама, в лице этого, неудачно похмелившегося с утра капитана, легла под меня и, глядя снизу вверх телячьими глазами, умоляла перенести вылет на утро. Хотя глаза у него должны быть лошадиные. Так как вчера, меньше, чем за сутки до начала учений, бравый пилот был замечен в довольно странной компании. Очень нетвёрдой походкой он двигался в сторону профилактория, ведя на поводу лошадь. У них ни как не получалось идти в ногу, и лошадь постоянно тыкалась капитану в спину. Немного позади шёл матрос, внимательно следивший за сладкой парочкой. Эту картину мы наблюдали из окна нашего жилища. Подойдя к входу в здание, капитан и лошадь остановились. Человек повернулся к животному и заговорил с ним. Лошадь слушала, грустно опустив голову. Она не поддалась ни на уговоры, ни на дёрганье уздечки, наотрез отказавшись заходить в профилакторий. Поняв это, лётчик что-то шепнул ей на ухо, наверно попросил подождать, и скрылся в здании. Воспользовавшись этим, матрос тут же оказался рядом. Через мгновенье они ленивой «дембельской» рысцой поскакали туда, откуда пришли. Так коварно покинутый своим четвероногим товарищем, капитан быстро успокоился и лёг спать. А утром сознался, что просто хотел покормить в комнате бедное животное.

- Хорошо, что только покормить. А то и надругаться в таком состоянии могли над лошадью, - сказал я в ответ.

В общем, на момент нашей второй за день встречи капитан был почти что свеж. А так как заместитель командующего не знал о его похождениях и возможной склонности к зоофилии, то наш совместный телефонный разговор закончился вполне мирно. Проинструктированный мною командир Ан-12, только кивал в трубку и использовал те же, что и я, стандартные фразы. Получив последние указания, мы бросились их выполнять.

Моего броска хватило до соседнего кабинета. Там мне налили стакан за победу и дали закусить аппетитной поросятиной. А то с утра маковой росинки во рту не было. Чувствуя, как тепло от питья и еды разливается по телу, я подумал, что даже оттраханный подполковник свинье не товарищ.

Возвращение домой прошло буднично, без приключений. На разборе учений командующий лишь мельком упомянул, что из-за нехватки топлива не удалось отработать на таком-то полигоне. Это была реабилитация и, одновременно, «снятие» меня с должности «руководителя» учениями авиации и флота. Жезл как-то незаметно растворился и без последствий вышел из организма. Но видимо, маленький кусочек, зацепившийся за почку, помог мне дослужиться до полковника.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Нагаев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен