Кристина Асмус впервые сыграла роль без слов и почти без одежды в фильме режиссёра-дебютанта Филиппа Юрьева. В фильме у героини телезвезды роман с подростком-чукчей, который ради неё решается покорить Америку.
30-летний российский режиссёр около восьми лет работал над сценарием своего первого полного метра «Китобой», но как только проект был завершён, он сразу же был приглашен с ним в программу «Дни Венеции» 77-го Венецианского кинофестиваля и обошёл всех, взяв первый приз!
Мы пообщались с Филиппом Юрьевым после премьеры. Текст вышел в газете "Аргументы и факты" (№ 41). На моём канале даю полную версию интервью.
- Филипп, как ваш «Китобой» попал в Венецию?
- Вообще-то мы отправили фильм на Каннский международный кинофестиваль, что называется – на удачу. Вскоре получили письмо от директора альтернативной программы кинофорума, оно было неформальное, тёплое, с советом: «Срочно подавайтесь в Венецию! Канн в этом году не будет». Претендентов в каждую программу было - около 1000 фильмов. Сюда подали заявки все, кто планировал в Канны, так что попасть в любую из них – огромная честь. В августе я получил письмо, что «Китобой» принят в программу «Дни Венеции», это была колоссальная новость, но я никому её не озвучил, до тех пор, пока не пришло официальное подтверждение лично от директора программ. Премьера прошла в пятницу 4 сентября в 17.00 – о лучшем я не мог и мечтать!
- Вы уже бывали в Венеции?
- В Венеции я оказался впервые, но много раз видел в фильмах этот таинственный и утонченный город. До этого бывал в Риме и Флоренции. В Риме живёт режиссер монтажа нашего фильма, и я ездил к ней на несколько недель.
Впечатления от встречи с Венецией – острые вдвойне ещё и потому, что попасть сюда было непросто: пересадки, проверки, придирки полиции, тесты на вирус, закрытые границы. Мало у кого сейчас есть возможность доехать из России в Европу. Приняли нас тут так тепло, что всё происходящее кажется сном. Быть частью этого кинофестиваля - большая честь.
- Как вас принимали на фестивале?
- Нам предоставили три дня проживания в прекрасном отеле, похожем на музей, с питанием, помогли с билетами и официальными письмами.
- Из Венеции вы сразу летите в Сочи?
- Да, «Китобой» участвует в главном конкурсе «Кинотавра» - основного фестиваля русского кино. «Кинотавр» тоже стал первым «живым» фестивалем в России во время пандемии. (Фильм получил на "Кинотавре" две значимых награды - за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль - авт.,)
- Посмотрела вашу короткометражку о коронавирусе. Снимаете о наболевшем?
- Во время карантина я стал снимать сюжеты дома, чтобы не сойти с ума. Многие из нас утратили уверенность в завтрашнем дне, потеряли бизнесы. Смотреть кино в зале среди зрителей – это совсем другое, чем дома, в одиночестве. Невидимый глазу коронавирус колоссально изменил мир, и мне лично гораздо тяжелее жить в этой изменившейся реальности.
- Ваш фильм сравнивают с «Левиафаном» Андрея Звягинцева и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.
- «Левиафан» – самый известный российский фильм последних лет. У многих возникает ассоциация с костями кита, которые присутствуют в обоих картинах. В фильме Звягинцева скелет кита – искусственный, его смонтировали в Мурманске, а мы сняли настоящее кладбище китов. В СССР была китобойная флотилия, китов убивали в индустриальных масштабах. Останки животных свозили в тундру, где они хранятся до сих пор. Киты - странные существа. У них – огромные кости, похожие, то ли на птиц, то ли - на динозавров, то ли – на инопланетян.
«Как я провел этим летом» мне нравится меньше «Левиафана». Хотя должен отметить удивительные съёмки природы. Тундра показана скрупулезно, фанатично, в разных состояниях. А вот то, что происходит между главными героями вызывает у меня вопросы.
- Но в отличие от этих фильмов, «Китобой» всё-таки вселяет надежду… Читала, что вы тоже планировали сделать трагический финал?
- Да, у меня был другой финал, мальчик погибал. Счастливый финал появился с годами. Я понял, что чем больше ты переживаешь в жизни, тем больше хочется верить в хорошее.
- Исполнителя главной роли Лёшки вы нашли в интернате?
- Да, в реабилитационном центре, но Володя Онохов оказался там временно, он не сирота как Вова Любимцев, который сыграл друга Лёшки. У него есть мама в поселке Лаврентия.
- Сложно было работать с «трудным» подростком?
- Непросто. Володя не понимал, что съемки – это его работа на долгих три месяца. Характер у него - очень взрывной, импульсивный, энергия через край. Съёмочная группа должна была подстраиваться под настроение не только Вовы, но и – его девушки. У него был роман с девочкой из посёлка. Когда она ему долго не отвечала на сообщения, для нас начинался кошмар. Вова сидел мрачнее тучи и не хотел идти в кадр. Мог запросто швырнуть мобильник о стену, кричал: «Отвалите!» Однажды он даже резал вены, но так слегка, поперёк, явно, чтобы привлечь внимание и вызвать жалость. Как-то он позвонил нашему второму режиссеру: «Антон, я убежал из дома!» «И что?!» Бросил трубку. Снова звонит: «Я уже далеко убежал!» Вова хотел, чтобы его догоняли, уговаривали, так что нам пришлось непросто каждый раз вовлекать его в процесс работы.
- Теперь-то, после выхода фильма, наверное, все девочки его?
- Конечно, он чувствовал себя кинозвездой, особенным, хотя он всегда умел привлекать внимание к себе. Парень он внешне интересный, уверенный в себе, с девушкой у него всё хорошо, насколько я знаю.
- Судя по фильму, чукотским мальчикам нравятся исключительно голубоглазые блондинки?
- В Анадыре чукчей немного, много приезжих по разнарядке. Я открыл для себя, что чукчи – очень красивый народ. Нам кажется, что они все на одно лицо, но это не так. Они похожи на индейцев, древних людей, в их характерах что-то мощное, жёсткое, крепкое. Воины, охотники, они совсем не похожи на героев анекдотов. Единственный народ, не завоеванный Екатериной Второй, никогда не плативший дань. Убийство для них - инстинктивная вещь, своя особая философия жизни и смерти.
- Как к вам в фильм попала такая звезда, как Кристина Асмус?
- Кристина успешно прошла кастинг и была утверждена на роль. Однако потом случилась история с откровенными сценами в фильме «Текст» Клима Шипенко. Она хотела было отказаться от нашего проекта, но посмотрела материал, и он настолько ей понравился, что она осталась с нами. Кристина исполнила роль виртуальной «подруги» Лёшки из эротического чата, которая живёт в далёком Детройте.
- Из фильма возникает ощущение, что на Чукотке не хватает женщин и мужчины страдают...
- Большинство мужчин там – семейные, ведут размеренную жизнь. Проблема в том, что молодежи там нечего делать. Энергии много, они маятся от безделья, ездят на мотоциклах, курят, пьют, отрываются на дискотеках, мало чем отличаются от наших подростков из других регионов России. И я таким был, правда, часть моего детства прошла на Кипре, где жили мои бабушка и дедушка, я на треть – грек.
- Не было идеи привезти Вову на премьеру в Венецию?
- Очень хотелось, но это сопряжено с рядом проблем. Во-первых, у него нет загранпаспорта, во-вторых, билет из Анадыря в Москву стоит - от 50000 рублей. Не пригласить исполнителя главной роли – свинство. Обязательно его привезём на «Кинотавр». И Кристина Асмус приедет поддержать картину в Сочи.
- Вы ели китовое мясо?
- Отказался, это – пища местных жителей, необходимая для их здоровья, так как у них в тундре нет ни овощей, ни фруктов. Кто-то из нашей группы попробовал мясо и кита, и моржа, но лично я не хочу есть существ, занесенных в Красную книгу. Когда я наблюдал охоту на кита, затем - разделку, море, ставшее красным от крови… Очень тяжелое зрелище, меня тошнило от запаха смерти. Но этот тяжелый промысел - часть жизни чукчей. Они живут в самом неприспособленном месте для жизни человека. Там нет деревьев, только - мох, вечная мерзлота. Кит и морж – вся их жизнь, они шьют из их шкур одежду, из жил и костей строят дома, их жиром обогревают жилища.
У них свой способ охоты - кидают в кита гарпун с «пых-пыхом» - шариком, наполненным воздухом, который не даёт ему поднырнуть глубоко, окружают его. Если кит поднимет хвост и ударит, то лодка моментом сломается и все погибнут, а вода - холодная, в ней человек погибает через пару минут. Китобойня - самая честная охота. Это нельзя сравнивать с тем, когда толстосумы окружают несчастную зверушку, и палят в неё толпой, ради забавы.
- Вы встречались с местными духами?
- Чукчи поклоняются духам животных: киту, ворону, моржу. У них такая философия: это не они убивают кита, а бог им дает его в дар, и они благодарят за него духа. Мистическая линия появилась в фильме, когда я услышал рассказ одного из местных охотников: «Ехал я с охоты обратно, мотоцикл закипел, я стал его чинить, смотрю Дух идёт, я поздоровался и тут же мотоцикл завёлся». Он говорил о духе так, как будто соседа встретил на пути.
- Как в фильме появился «сказочный пограничник» в исполнении Арье Вортхальтера? Он тоже – из серии призраков?
- Да, он спаситель нашего героя, возможно и его тоже прислали духи. Мне нужен был иностранный актёр, но в Москве все пробы прошли неважно. Как вдруг, наши бельгийские партнеры связали нас с Арье, в 2018м он получил награду на Каннском кинофестивале за фильм «Девочка». Он бельгиец, но жил в Штатах, владеет английским языком блестяще. Он согласился не только потому, что ему понравился наш сценарий, но и так как хотел побывать на Чукотке. Актёр известен своими путешествиями по труднодоступным местам планеты. В итоге, Арье отменил свой билет и решил провести с нами три месяца. Чукотка покорила его сердце.
Катерина Мигулина, Венеция
Кстати, фильм можно посмотреть в кинотеатрах, он - в прокате.
Подписывайтесь на блог моих дочерей о кино: "Вызывной на 6.15"
Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой
Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики
О Венецианском кинофестивале и других кинособытиях читайте в разделе 19, интервью со знаменитостями - в разделе 15.