В 1968 году в Чикаго проходит съезд Демократической партии. В поддержку оппозиционного Никсону кандидату и против войны во Вьетнаме в город съехались около 10.000 человек. Митинги быстро переросли в кровавые столкновения с полицией, из-за чего лидеры протеста оказались на скамье подсудимых.
При просмотре фильма не покидает ощущение, что смотришь очередной фильм благостного режиссёра Спилберга - этакую смесь "Амистада", "Шпионского моста" и "Секретного досье", прямо скажем, не лучших фильмов мастера. Но нет, несмотря на спилберговский материал, режиссером выступил не он (хотя в 00-х собирался), а Аарон Соркин, написавший сценарии к таким фильмам, как "Несколько хороших парней", "Социальная сеть" (премия Оскар), "Человек, который изменил все" и "Стив Джобс", а с недавних пор ставший режиссером (это его второй фильм).
Соркин прославился пулеметными диалогами и умением прописывать столкновения персонажей: вспомните суд в "Парнях", судебные слушания в "Сети" или суд в режиссерском дебюте Соркина "Большой игре Молли"... Мда, кажется наш герой был рожден для переноса на экран судебных тяжб. Благо это идеальная площадка для воплощения любимых приемов. Тут тебе и резкий обмен репликами, и пафосные политические монологи, и множество операторских восьмерок и монтажные вкрапления из предыстории. Последнее Соркин пару раз очень ловко обыгрывает, накладывая показания свидетелей поверх событий, продолжая их речами лидеров протеста, которые видели события по-своему. Смотрится здорово и интересно.
Помимо набитой руки создателя добавляет фильму баллов россыпь хороших актеров: Саша Барон Коэн, Эдди Редмейн, Марк Райлэнс, Джоезеф Гордон-Левитт, Джереми Стронг и Фрэнк Ланджелла. Первый и последний тут самые лучшие, остальные на уровне.
Ну а вишенкой на торте служит сама тема противостояния гражданских активистов против реакционных мракобесов, которых в фильме олицетворяет старый и слегка маразматичный судья. 2020-й год - это идеальное время для просмотра такого фильма, потому что мир уже начинает полыхать, а на родине фильма спустя 50 лет все то же самое: во власти правый консерватор, войска стоят в нескольких странах, полиция убивает без суда и следствия, расовая проблема по-прежнему не решена, а к ней еще и новые темы добавились - радикальный феминизм и ЛГБТ+ЭЮЯ.
Другое дело, что фильм Соркина ничего не предлагает и тех, кто сейчас у них протестует, ничему не научит. Просто напомнит о том, что хорошие парни могут победить, но на некоторое время. Ведь не смотря на историческую победу героев фильма, никакой революции в США не случилось. Более того - сами активисты влились в истеблишмент, как Том Хейден, которого фильм выставляет непримиримым борцом с системой, а на деле через некоторое время после суда он стал сенатором штата Калифорния. Вот и весь протест, вот и вся революция. У нас в стране тоже полно таких борцов за народное счастье, а на самом деле за теплые места в Думе или в заксобраниях.
Противостоит же Хейдену Эбби Хоффман, который будучи типичным левым идеалистом топит за культурную революцию, то есть путает причину и следствие, надеясь, что изменение умов приведет к изменению экономики. И таких персонажей и движений у нас сегодня тоже навалом.
События фильма хорошо показывают, что революцию нельзя в страну привезти или сделать кучкой активистов, за которыми стоит пускай и десять тысяч человек. Если не сложились объективные предпосылки, вас сожрут. Это только в мечтах профессиональных российских патриотов хитрый еврей Ленин на немецкие деньги сделал революцию в богоспасаемой России.
Если не смотрели ни одного фильма, написанного Соркиным, если вам нравятся крепкие судебные драмы, если вы любите громкие жесты и пафосные речи за все хорошее и против всего плохого, если вы верите в то же, что и автор фильма - в либеральную демократия, то бишь - то это ваш фильм. Остальными можно ознакомиться в рамках культурного просвещения.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы