Найти тему
Олеся  Орленко

Власть грозит кулаком «внутреннему врагу»

Убийство учителя истории исламистом стало поводом для ужесточения полицейских мер. Правительство призывает раздираемую неравенством нацию сплотиться против внутреннего врага. Сотни человек, подозреваемых в неблагонадёжности, будут высланы из страны, десятки обысков проводятся у тех, кто одобрил теракт в интернете, правительство собирается закрыть одну из мечетей, но правые требуют закрытия целой сотни.

Левые предупреждают: борьба с терроризмом не должна превратиться в борьбу против мусульман. Ведь если всех исповедующих ислам будут мазать одной краской с исламистами, то это будет означать, что террорист победил.

Уже на встрече с депутатами Национальной ассамблеи днём 20 октября министры объявили целый комплекс предполагаемых мер. Глава кабинета Жан Кастекс сообщил о своём намерении «упразднить все объединения, так или иначе связанные с радикальным исламизмом». Он также пообещал, что «до конца недели будет вынесено постановление о закрытии» мечети в городе Пантене, где было записано видео с критикой уроков Самюэля Пати.

К 20 октября было арестовано пятнадцать человек, в том числе четверо учеников, которые проходят по этому делу. Правоохранительные органы пытаются выяснить, каким образом 18-летний чеченец российского происхождения Абдулла Анзоров сумел опознать, а затем и обезглавить свою жертву в пятницу, 16 октября, у выхода из школы. Полиция допрашивает также отца одного из учеников, который ранее призвал выступить против учителя, организовавшего на уроке обсуждение карикатур. В центре внимания следствия оказался и проповедник Абдельхаким Сефриуи, поддержавший эту идею. Члены Коллегии по обороне решили также незамедлительно выявить всех пользователей социальных сетей, одобривших убийство. Как сообщили в администрации президента, сейчас проходят задержания и обыски по месту жительства у авторов «80 сообщений в поддержку нападавшего», которых удалось обнаружить при помощи платформенной базы данных Pharos.

Говоря о своей готовности вести «войну» против «внутреннего врага», Жеральд Дарманен сообщил, что власти пристально изучают деятельность 51 ассоциации, которые близки к «радикальному исламизму». Многие из них он намерен упразднить, в частности, «Объединение против исламофобии во Франции» (CCIF) и исламскую неправительственную организацию BarakaCity. Руководство первой из указанных ассоциаций отрицает свою причастность к распространению сообщений, разжигавших ненависть к Самюэлю Пати незадолго до его убийства. Между тем выполнимость и эффективность заявленных и уже принятых мер вызывают ряд вопросов. Упразднение того или иного объединения при помощи административных механизмов, на основании указа Совета министров, может быть обжаловано, хотя подобная процедура должна строго соответствовать критериям, установленным законом.

Выступая перед депутатами Национальной ассамблеи, министр по делам гражданства Марлен Шьяппа поддержала запрет на деятельность ассоциаций, «которые скомпрометировали себя» и «сотрудничают с радикальными исламистами, причастными к терроризму». У многих народных избранников её слова вызвали удивление: как же могли существовать до сих пор подобные объединения, если их связь с террористами доказана? А иначе зачем выдвигать такие обвинения? И ещё один удивительный факт: в понедельник утром были начаты полицейские операции в отношении «нескольких десятков человек», которые «не обязательно причастны к проводимому расследованию», отметил Жеральд Дарманен. По информации из источника, на который ссылается агентство AFP, речь идёт о тех, кто попадал в поле зрения спецслужб из-за своих радикальных высказываний, сообщений в социальных сетях, способствующих разжиганию ненависти, и в связи с принадлежностью к исламистским организациям.

В ответ на предложение Эрика Сьотти выслать всех, кто «входит в полицейский список S», правительство сообщило, что убийца Самюэля Пати в них не значился. Но представители кабинета министров предпочли не рассуждать о возможности проведения незаконной высылки из страны. «Если имя человека занесено в список S, значит, что он находится под подозрением, но это не влечёт никаких действий в отношении него. Предложение правительства ставит вопрос о реализации превентивных мер, состоящих в высылке из страны людей, которые ещё ничего не совершили», – с тревогой говорит Сара Перре.

Призвав «сплотиться» перед лицом ужасного преступления - убийства педагога, - лидер фракции социалистов Валери Рабо процитировала слова Жана Жореса: «Республика должна быть светской и социальной. И она будет светской, если сможет остаться социальной». Депутат от «Франции непокорённой» Жан-Люк Меланшон предостерёг от попадания в ловушку, расставленную террористами: «Они хотят дезорганизовать правовое государство, заставив политическую власть потерять самообладание».

Как отметил лидер фракции коммунистов Андре Шассень, «мы должны действовать в рамках закона, но жёстко. Худшее, что мы можем сделать, это угодить в ловушку размежевания (...) и заставить думать, что наши сограждане мусульманского вероисповедания солидарны с исламистскимским терроризмом. Если мы в это скатимся, то человек, отнявший Самюэля Пати у его семьи и у нашей страны, окажется победителем».