Куда стоит отправиться, чтобы посмотреть работы лучших уличных художников
Долгое время городские власти разных городов мира боролись с уличными художниками, запрещали им работать, по их поручению ликвидировались рисунки, выносились судебные решения о вандализме. Но времена изменились. Наравне с музеями, уличное искусство стало одной из достопримечательностей современных мегаполисов. Ведущие столицы уличного искусства — в подборке Plus-one.ru
Берлин
Немецкая столица с ее рейвами, сквотами и неформальной творческой атмосферой давно притягивает уличных художников. Из-за обилия граффити и муралов Берлин часто называют столицей стрит-арта. Его историю здесь принято отсчитывать с работы художника Бен Вагина 1975 года — «Дерево мира» (Weltbaum I) на фасаде здания. В 2018 году к зданию с историческим муралом сделали пристройку, и группа художников Weltbaum Crew нанесла копию Weltbaum I на другое здание, с разрешения автора. Она находится в районе Моабит в одном из дворов.
Важную роль в истории стрит-арта сыграла Берлинская стена. Ее бетонная поверхность не только разделила город, Германию и Европу, но стала местом самовыражения. На ней появлялись политические лозунги, рекламные объявления и остросоциальные рисунки. В прошлом году мир отмечал 30-летие падения стены. От нее осталось внушительное стрит-арт наследие — знаменитая East-Side Gallery на берегу Шпрее. Здесь находится легендарный «братский поцелуй» Брежнева и Хонеккера — работа москвича Дмитрия Врубеля. Сейчас галерея — неотъемлемая часть Берлина, одна из самых посещаемых достопримечательностей города. Здесь находятся работы более ста художников из разных стран мира.
В поисках уличного искусства стоит посетить районы Митте, Кройцберг и Фридрихсхайн. Вообще, сегодня в Берлине изрисованы практически все доступные поверхности — на домах, в метро. У властей нет сложившегося отношения к творчеству уличных художников: город и приглашает их, оплачивая работы, и тратит около 30 млн евро в год на очистку стен от граффити.
«Братский поцелуй» Брежнева и Хонеккера в Берлине, работа Дмитрия Врубеля. Фото: Наталья Майборода
Лондон
В Лондоне Меккой уличного искусства стали целые кварталы города. Самый известный из них — Шордич, в прошлом — криминальный район, посещать который было опасно. Сегодня это центр притяжения хипстеров и чутко улавливающих актуальные тренды девелоперов. Стрит-арт сыграл одну из ключевых ролей в преображении района — от трущоб до достопримечательности.
Именно в Шордиче работал не кто иной, как Бэнкси. Он устраивал стрит-арт батлы с Королем Роббо (King Robbo) — одним из родоначальников и лидеров движения граффити в Великобритании. Он орудовал баллончиком еще в 1980-е годы, нелегально раскрашивая поезда и улицы. Его работа «Robbo Incorporated» на стене Риджентс-канала — старейшее граффити города. В 1985 году начинающий художник Бэнкси дорисовал к этой работе расклейщика обоев. С этого акта началась вражда между художниками. Этот исторический для приверженцев городских росписей сюжет лег в основу фильма «Войны граффити». Король Роббо, а позже и его последователи намеренно портили работы Бэнкси, и это одна из причин, почему в Лондоне их осталось мало. Впрочем, в Шордиче уцелело одно изображение руки Бэнкси — полицейский с собакой. Работа спрятана под пластиковым щитом на тыльной стене ночного клуба Cargo на Rivington Street.
По соседству с Шордичем находится еще один центр неформального искусства Лондона — Камден, известный также своими блошиными рынками. Рекомендуем заглянуть и в туннель Лейк-Стрит под вокзалом Ватерлоо.
Бристоль
Когда-то это был второй по величине город Великобритании. В 2015 году Бристоль был объявлен зеленой столицей Европы. Наиболее широко город известен стрит-артом. Именно здесь вырос самый знаменитый уличный художник мира Бэнкси. Уличное искусство было частью андеграундной сцены города, которая зародилась в конце 1990-х. Власти города не поощряли стрит-арт, считая его уделом криминальных тусовок. В то время Бристоль был весьма опасным местом, и чтобы снизить градус напряженности, молодежь брала в руки баллончики.
Однако, времена изменились и стрит-арт «вандализм» перешел в разряд новых достопримечательностей. Муралы и граффити притягивают все больше туристов. В Бристоле сохранилось как нигде много работ Бэнкси.
Среди самых известных — «Хорошо висящий любовник» (Well Hung Lover). «Голый мужчина» (другое название работы) висит на стене клиники сексуального здоровья в центре города (Frogmore Street), невидимый для бдительного мужа, но видимый для жаждущих работ Бэнкси туристов. В районе бристольской гавани находится «Девушка с пирсингом барабанной перепонки» (The girl with the pierced eardrum) — пародия на «Девушку с жемчужной сережкой» художника Яна Вермеера (Unit 15, Albion Dockside Estate, Hanover Place). Одной из самых ранних работ Бэнкси — «Мягкий, мягкий запад» (Mild Mild West) — уже больше 20 лет. На стене изображен плюшевый медвежонок, бросающий в полицейских коктейль Молотова (80 Stokes Croft).
Лиссабон
Уличное искусство — такая же неотъемлемая часть португальской столицы, как азулежу, паштель-де-ната и красный Мост 25 апреля. До 1755 года город был белым. После разрушительного землетрясения 1755 года лиссабонские дома стали украшать плиткой. Революция 1974 года принесла новую традицию — раскрашивать фасады аэрозолем. Город окончательно стал ярким, пестрым, цветным.
Стрит-арт в Лиссабоне набрал популярность в последние 10-15 лет. Администрация города, видя в нем пользу для туризма, всячески поощряет художников. Все, что связано с уличным искусством, — зона ответственности Департамента культурного наследия. Так, в 2008 году при его содействии открыли Galeria de Arte Urbana для популяризации уличного искусства и предотвращения вандализма. Благодаря этой организации в городе регулярно появляются новые работы. Сейчас их больше 1500.
Один из самых знаменитых художников — Александр Фарто, известный под ником Vhils. Его работы встречаются по всему городу. Например, в Алфаме на Руа-де-Сан-Томе он изобразил певицу Амалию Родригеш, работавшую в исконно португальском жанре фаду. Целую россыпь стрит-арта можно обнаружить на Avenida Fontes Pereira de Melo. Сразу несколько зданий украшают впечатляющие муралы, среди которых крокодил, ставший визитной карточкой города, и гигантская фигура человека, который «сходит» с фасада дома. Еще одно место, куда стоит отправиться за уличным искусством — популярная среди хипстеров LX factory. Бывшая прядильно-ткацкая фабрика превратилась в креативный кластер с кафе, галереями и дизайнерскими магазинами.
Париж
Во французской столице есть место силы и концентрации стрит-арта, о котором мало знают даже жители города. На глубине 30 метров под канализацией и метро тянется сеть из подземных галерей — катакомб. Протяженность этих «улиц» — 300 км. Во времена древних римлян это были каменоломни, где добывали известняк для строительства города.
Поверх бывших шахт росли дома и целые кварталы. Под тяжестью построек пористое основание Парижа не выдержало и однажды под землю ушло сразу несколько улиц. Еще сюда перенесли городские кладбища. Теперь в катакомбах находятся останки около шести миллионов человек. Это, к слову, в три раза больше нынешнего населения Парижа.
Находиться в катакомбах запрещено с 1955 года. Однако, есть особая категория людей, которая закрывают глаза на запрет. Это катафилы — буквально: «любители катакомб». Они устраивают вечеринки под землей, а некоторые там даже живут. А еще катафилы превращают подземные галереи в настоящие произведения искусства. Здесь вы найдете и мультперсонажей, и работы в стилистике Альфонса Мухи, и «Волну» по мотивам гравюры японского художника Хокусая. Впрочем, увидеть этот музей «под закрытым небом» вряд ли получится.
Дубаи
Не самый очевидный город в списке столиц уличного искусства. Хотя Дубаи активно и целенаправленно работает над тем, чтобы стать стрит-арт столицей Ближнего Востока. Местные власти уже несколько лет подряд приглашают знаменитых художников расписывать стены за гонорары. В итоге город оброс работами, многие из которых привлекают туристов своей оригинальностью.
Место высокой концентрации муралов — шопинг-квартал CityWalk в пяти минутах езды от самого высокого здания мира Бурдж-Халифы. Художники со всего мира придали стенам магазинов разных брендов собственное лицо. Среди звезд стрит-арта здесь отметились бельгиец ROA и австралиец Rone.
Еще один стрит-арт квартал находится в модном районе La Mer у пляжа. Есть здесь и несколько копий Бэнкси (не его авторства).
Екатеринбург
Этот город, в негласном состязании с Москвой, Питером и Нижним Новгородом, претендует на звание столицы российского стрит-арта. Впрочем, уличное искусство в Ёбурге (как называют его местные жители) уже давно такая же визитная карточка города, как конструктивизм и знаменитый уральский рок. Серые стены стали отличным «полотном» для художников различного калибра — от ребят «с района», до известных за пределами России Покраса Лампаса и Тимофея Ради.
История уличного искусства Екатеринбурга ведет отсчет с начала 1990-х, с работ художника-перформансиста Старика Букашкина (настоящее имя: Евгений Малахин). В 2010 году в городе основали «Стенограффию» — крупнейший фестиваль уличного искусства в стране. Он проходит и по сей день. К слову, именно в уральской столице появилась первая в России стрит-арт работа для незрячих — арт-объект из точек шрифта Брайля.
Сейчас в городе насчитывается более 130 работ — все они попали на карту международного проекта Street Art Cities. На карте обозначены легальные и нелегальные арт-объекты. Работы Тимофея Ради — нелегальные, хотя и попали в раздел достопримечательностей города. История стрит-арта — это и история запретов работ художников, история борьбы с административным давлением. Нелегальное уличное искусство — органичная часть коллекций лучших объектов. Среди знаменитых нелегальных работ Тимофея Ради — знаменитая надпись «Кто мы, откуда, куда мы идем?» и «Я бы обнял тебя, но я просто текст».
Буэнос-Айрес
На улицах аргентинской столицы можно встретить объекты уличного искусства, рожденные бурной и сложной историей страны. Военная диктатура и недавний затяжной экономический кризис — эти события нашли отражения на стенах. Традиция аргентинского уличного искусства зародилась еще в прошлом веке, когда появились протестные плакаты и граффити. Одно из самых значимых высказываний — работа авторства Blu: множество фигур, лица закрыты лентой цветов аргентинского флага. Этот мурал — дань памяти 30 тысяч человек, бесследно пропавших в годы правления последней хунты.
Политика, остросоциальные темы, экономика и футбол — главные мотивы стрит-арта Буэнос-Айреса. В 2014 году Google Cultural Institute добавил в свою базу столицу Аргентины. В ней больше 350 работ. Многие из них сконцентрированы в районах Палермо и Сан-Тельмо. Государство идет навстречу художникам — чтобы оставить свой след в городе, достаточно разрешения от владельца здания. А те часто сами приглашают художников для росписи фасадов.
( ╥﹏╥) ノシНаталья Майборода