Найти в Дзене
На любой вкус

Статьи КоАП РФ,кто имеет право на составление протоколов,кто рассматривает административные дела по статьям 8.35, 8.37 и 7.11.

Что же из всего этого следует на практике? Итак, по порядку.
1. В соответствии со статьёй 1 Закона об охоте охотой признаётся деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Эта широкая трактовка дополняется тем, что статья 57 того же закона приравнивает к охоте нахождение в охотничьих угодьях физических

Что же из всего этого следует на практике? Итак, по порядку.

1. В соответствии со статьёй 1 Закона об охоте охотой признаётся деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Эта широкая трактовка дополняется тем, что статья 57 того же закона приравнивает к охоте нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами. В переводе на человеческий язык это означает, что, не имея при себе разрешения на добычу охотничьих ресурсов, появляться в угодьях с охотничьим оружием или капканами, ловчими птицами, охотничьими собаками нельзя. Аргументы о том, что оружие необходимо для защиты от медведей, которых и вправду много, представителями власти не принимаются. (Наши законодатели и охотничье начальство искренне считают, что пусть лучше медведи десять грибников-ягодников задерут, чем браконьер одного лося грохнет.) Вариант, когда оружия нет, но из лесу вытаскивают стреляного лося, тоже не прокатит. И объяснение, мол, нашли, что ж добру пропадать, в лучшем случае можно будет написать в разделе протокола «Объяснение нарушителя». То же самое и при вывозе разделанной туши, выносе из тайги добытой без разрешения пушнины и т. п.

Вывод: находиться в угодьях с оружием или иными средствами добычи птиц и зверей, иметь при себе добытое можно, только если имеется разрешение на их добычу. А если разрешения нет, то даже при отсутствии умысла, не говоря уж о действиях, направленных на добычу (преследование, выслеживание, скрадывание и т. п.), положение сразу становится «партизанским»: всего бойся, от всех прячься, а лучше – сиди дома.

2. Добывать можно только те виды зверей и птиц, которые указаны в выданном разрешении. Это касается не только охотничьих видов (т. е. тех, которые перечислены в Законе об охоте в качестве «охотничьих ресурсов»), но и всех остальных. Не секрет, что начинающие молодые охотники нередко стреляют по «всему, что шевелится». Во-первых, сплошь и рядом не различают охотничьих и неохотничьих птиц, во-вторых, не терпится во что-нибудь стрельнуть из новоприобретённого ружья, а дичь всё как-то не попадается. Делать этого ни в коем случае не стоит. Во-первых, охотники так никогда не поступают, так делают только дураки с ружьями. А во-вторых, это «влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой».

Вывод: стрелять можно лишь то, на что есть разрешение. За сдуру застреленного дятла можно и ружья лишиться.

3. Наверное, главный нормативный документ для охотника – это Правила охоты. Правила охоты едины для всех и действуют на всей территории Российской Федерации. Специфика регионов, по идее, должна отражаться в так называемых параметрах охоты. О них речь пойдёт ниже. Именно за нарушение правил охоты и карает «охотничья» часть статьи 8.37 КоАП РФ.

– Правила охоты требуют, чтобы на охоте охотник имел при себе охотничий билет и разрешение на добычу тех или иных животных. Если охота производится в закреплённых угодьях (в охотхозяйстве), то ещё надо иметь при себе путёвку, выданную охотпользователем, за которым закреплены эти угодья. Если охотитесь с охотничьим огнестрельным или охотничьим пневматическим оружием, то иметь при себе разрешение на хранение и ношение оружия. Охотник-соколятник обязан иметь при себе соответствующее разрешение на содержание и разведение птиц в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.

Вывод: без какого-либо из перечисленных документов охотник становится нарушителем, даже если он ничего не добыл. Подчёркиваю: необходимые бумаги надо иметь ПРИ СЕБЕ, а не в кармане куртки на базе. В противном случае это формально признаётся нарушением Правил охоты и квалифицируется по статье 8.37 КоАП РФ.

– Отдельный вопрос об оружии при передвижении по угодьям хоть пешком, хоть на машине, моторной лодке, снегоходе, квадроцикле. Неясность формулировок в законодательстве оставляет в этом вопросе возможность для кривого и корыстного толкования. Дороги общего пользования не выделены из угодий, как это было сделано в старых, советского времени Правилах. Поэтому формально, если человек идёт с электрички на базу к егерю за путёвкой, а в рюкзаке у него лежит разобранное и зачехлённое ружьё, он находится в угодьях с оружием. То же самое при проезде на машине, когда зачехлённое оружие лежит в багажнике. Этим одно время довольно широко пользовались нечистоплотные инспекторы, устраивая засады с ГАИ на подходах и подъездах к базам вечером накануне открытия охоты. План по протоколам выполнялся с успехом за один вечер и на полгода вперёд. Потом эта порочная практика почти сошла на нет, но иногда ветераны не прочь тряхнуть стариной.

Вывод: при передвижении по угодьям, в которых у вас нет разрешения на добычу и путёвки, оружие и патроны должны быть убраны. Оружие должно быть разряжено и зачехлено. При этом чехол должен быть чехлом, пусть матерчатым, пусть самодельным, но оружейным чехлом, а не надетым на ствол носком. Отъёмный магазин должен быть отсоединён от оружия и пуст. Неотъёмный магазин пуст. Патроны в пачках ли, в патронташе ли, обязательно должны находиться отдельно от оружия. Ни в коем случае не в том же чехле или его карманах. При соблюдении всех перечисленных требований вы в случае встречи с представителями власти будете иметь все основания трактовать ситуацию как транспортировку оружия, а не как нахождение в угодьях с оружием.

– Предъявлять документы охотник ОБЯЗАН только двум категориям проверяющих:

  • государственным инспекторам Госохотнадзора, у которых должно быть при себе удостоверение установленного образца и нагрудный знак в виде щита зелёного цвета с гербом субъекта федерации, надписью «Госохотнадзор» и индивидуальным номером, состоящим из двух групп цифр через дефис, где первая группа – номер субъекта федерации. Например, в Московской области 50-117, а в Приморском крае – 25-134;
  • производственным охотничьим инспекторам, которые также должны иметь при себе удостоверение установленного образца и нагрудный знак в виде зелёного щита с изображением головы лося и двух скрещённых ружей и надписью «охотничий инспектор». На знаке обозначена серия, обозначающая субъект федерации, и индивидуальный номер. Производственными инспекторами являются сотрудники охотничьих хозяйств (егеря, охотоведы) которые успешно сдали соответствующий экзамен.

Разница между госинспектором и производственным инспектором в том, что

  • права госинспектора распространяются на все охотничьи угодья, кроме особо охраняемых природных территорий федерального значения, а права производственного инспектора ограничиваются территорией охотничьего хозяйства;
  • госинспектор имеет право составить протокол об административном правонарушении, а производственный инспектор – только акт;
  • госинспектор при наличии двух понятых имеет право на досмотр транспортного средства, а производственный инспектор имеет право только на его поверхностный осмотр;
  • госинспектор имеет право доставить нарушителя в органы власти для, например, установления личности, а производственный инспектор – нет;
  • госинспектор имеет право на досмотр находящихся при охотнике ручной клади, багажа, орудий охоты, добытой продукции и иных предметов в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи и составлением соответствующего протокола досмотра, а производственный инспектор таких прав не имеет. Он может сделать только внешний осмотр вещей охотника, не прикасаясь к ним, и зафиксировать этот процесс на видео- или фотокамеру.

Вывод: законные требования государственного инспектора надо выполнять без пререканий. Но именно законные, и если он начинает досмотр, то пусть будет добр призвать двух понятых и начать составление протокола до начала самого досмотра. Понятые должны быть незаинтересованными лицами, например, не быть сотрудниками инспекции или членами рейдовой бригады. Или, если таковых нет, то перед тем, как начать действия по досмотру средства транспорта, личных вещей и т. п., госинспектор должен включить видеокамеру и начать съёмку, назвав себя, дату и место производимого досмотра. «Быковать» против производственного инспектора ни в коем случае не надо, это наказуемо, но при этом надо хорошо знать границы его полномочий, описанные выше.

Ещё правом проверки документов обладают сотрудники полиции, которых иногда отправляют на усиление для борьбы с браконьерством. Как правило, они действуют не самостоятельно, а в группе с охотоведами, егерями и т. п. У сотрудников должны быть документы, подтверждающие их командирование в целях усиления борьбы с браконьерами. Всякие остальные егеря, общественные инспектора, лесники никаких прав на проверку документов у охотника не имеют.

Рассматривать дела о нарушениях Правил охоты уполномочены руководители органов власти, уполномоченные в области охоты или судьи, если дело об административном правонарушении по каким-либо причинам будет передано из уполномоченного органа в суд.

Правила охоты, как, впрочем, и другие нормативные документы, надо знать, а для этого – регулярно их читать, даже если кажется, что хорошо их знаешь. Повторенье – залог хорошего знания, что весьма помогает при общении с представителями власти. В большинстве случаев хорошее знание «нормативки» охотником у госинспекторов вызывает уважение. Но при этом надо помнить, что в нормативные документы регулярно вносятся изменения. Поэтому, для того чтобы по незнанию не попасть в неприятную историю, очень рекомендую раз в полгода скачивать из интернета свежие их версии.

И, как обещал, о параметрах охоты. Эти параметры устанавливаются губернаторами. В них указаны разрешённые виды охоты (так, промысловая охота в большинстве центральных и южных регионов в европейской части России запрещена), введены некоторые ограничения на использование тех или иных орудий лова, конкретизированы сроки охоты и т. п. Параметры охоты НЕ ЯВЛЯЮТСЯ частью Правил охоты, и за их нарушение ни по какой статье КоАП РФ ответственность не предусмотрена. Но! Во многих субъектах федерации есть свои субъектовые кодексы об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность за нарушения регионального законодательства, например устанавливают штрафы за безбилетный проезд, выгул собак в неположенных местах и т. п. В том числе региональными кодексами об административных правонарушениях установлена ответственность и определены размеры штрафов за нарушения параметров охоты. Но! Далеко не во всех субъектах федерации такие кодексы существуют, а если и существуют, то не во всех субъектах при составлении этих кодексов вспомнили об ответственности за нарушение параметров охоты. Поэтому, чтобы не поиметь головной боли на ровном месте, надо зайти на сайт администрации своего региона и скачать оттуда, во-первых, параметры охоты, а во-вторых, региональный кодекс об административных правонарушениях.

Теперь об оружии

1) Первое, что нужно знать, это то, что регулирование оборота оружия, т. е. его приобретение, хранение, транспортировка, ношение, использование и пр. находится в исключительной компетенции Российской Федерации и власти регионов не имеют права принимать на своём уровне каких-либо нормативных документов в этой области. Ни власти субъектов федерации в своих параметрах охоты, ни уж тем более охотпользователи не имеют права ограничивать применение охотничьего огнестрельного оружия на каких-либо охотах, если это не ограничено федеральными нормативными документами. Любые попытки запрета использования нарезного оружия на каких-либо охотах, например осенью на боровую дичь, которыми иногда грешат местные власти, – это произвол и повод обращения в прокуратуру.

2) Транспортировка оружия в пути и в угодьях. В соответствии с действующими на сегодняшний день требованиями, «граждане Российской Федерации осуществляют транспортирование оружия по территории Российской Федерации в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1000 штук на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или её территориальных органов на хранение, хранение и ношение, хранение и использование», при этом «транспортирование принадлежащего гражданам оружия осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах, а также в специальной упаковке производителя оружия». А также «оружие при транспортировании должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов». Выполнение этих требований должно быть неукоснительным. Оружие только в чехле, патроны отдельно. Никаких патронов в чехле или в карманах или отделениях чехла. Иначе можно поиметь много неприятностей на свою… голову. Гаишники на дорогах очень ревностно проверяют охотников и радостно изыскивают повод придраться к нарушениям. Регулярно некоторые из них, сами нормативных документов не читавшие, но что-то от кого-то слыхавшие, начинают спрашивать специальное разрешение на перевозку оружия и боеприпасов. В этом случае надо:

– чётко отвечать, что вы осуществляете ТРАНСПОРТИРОВКУ принадлежащего вам на законных основаниях оружия и патронов к нему в количествах, не превышающих указанные в пункте 77 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Надо особо подчёркивать, что вы не перевозите оружие и боеприпасы, а транспортируете ваше оружие и патроны к нему. Тут дело в терминах. Транспортировку осуществляют граждане. Тогда как перевозка оружия и патронов производится юридическими лицами, уставами которых предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия и патронов на основании разрешений на перевозку, выдаваемых Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или её территориальными органами;

– указывать на то, что в соответствии с тем же пунктом, транспортирование принадлежащего вам оружия и патронов осуществляется на основании разрешений на хранение, ношение и использование. Желаете сверить номера оружия с указанными в разрешении? Пожалуйста. Оружие при этом в руки сотрудникам не передавать, это запрещено законом. Всё показывать из своих рук. Требование о передаче оружия абсолютно незаконны и являются должностным проступком;

– указывать на то, что оружие транспортируется в разряженном состоянии, в чехле, отдельно от патронов.

С юридически грамотными сотрудники полиции, особенно в провинции на местных постах, предпочитают не связываться. Как правило, гаишники тормозят охотников и проверяют оружие и разрешения, но явно делают это от желания разнообразить надоевшее за смену махание полосатой палкой. Многие из «сельских» полицейских сами рыбаки и охотники и не прочь глянуть на оружие, перекинуться несколькими фразами с проезжающими на тему: как у вас, да как у нас. Большинство таких встреч носит вполне благодушный характер.

Если же ситуация имеет признаки того, что к вам хотят придраться, то надо сразу включать камеру на телефоне и начинать снимать всё происходящее, комментируя его. Комментируя, надо назвать себя, дату, время, место, номер с жетона сотрудника. При этом надо быть подчёркнуто вежливым с полицейскими, желательно называть их по званиям. А также при этом надо чётко отдавать себе отчёт в том, что:

– сотрудники полиции не имеют права препятствовать видео- и аудиофиксации их действий;

– сотрудники полиции имеют право только на осмотр вашей машины и находящегося в ней багажа и не имеют права досмотра вашей машины и ваших вещей без понятых и составления соответствующего протокола. В протоколе сотрудник должен чётко указать причину проведения досмотра, имена, отчества, годы рождения и паспортные данные понятых. При этом сотрудники полиции не могут быть понятыми как заинтересованные лица.

– самостоятельно брать в руки ваше оружие, открывать сумки, чехлы и т. п. они также не имеют права. Они могут только попросить вас открыть чехол или сумку, показать им содержимое. Лезть туда руками прав у них нет. Это грубое нарушение. Следите, чтобы вам ничего не подбросили. Если вдруг вам заявят, что у вас в машине или в вещах лежит пистолетный патрон или какой-то пакетик, ни в коем случае не трогать его руками и снимать всё на камеру, комментируя, что это подброшено сотрудниками полиции.

Кто предупреждён, тот вооружён. А кто вооружён знаниями, тот хорошо защищён. Поэтому настоятельно рекомендую братьям охотникам изучать основные нормативные документы, их касающиеся. Большинство из них я тут упомянул.

Читайте, анализируйте, запоминайте, и пусть вам придётся применять эти знания на практике как можно реже.

Всем добра!