Как косметика влияет на здоровье человека и экологию
120 миллиардов единиц упаковки производит косметическая отрасль ежегодно. Большую ее часть переработать невозможно. В состав кремов, шампуней, гелей для душа входят разнообразные химические вещества и микропластик, влияющие не только на здоровье человека, но и на экологию планеты. Может ли бьюти-индустрия измениться, разбирался Plus-one.ru.
Опять пластик
По данным Европейского агентства по химикатам, от 10 до 60 тыс. тонн микропластика ежегодно попадает в окружающую среду из различных видов продукции. Пластиковые микрогранулы размером до 5 мм используются во многих кремах для рук и от морщин, средствах для пилинга и защиты от солнца, тушах для ресниц, тенях, губных помадах, лаках для волос. Микропластик выполняет роль стабилизатора, регулятора вязкости, эмульгатора, антистатика, а иногда его добавляют и просто для красоты — например, в косметику с блестками. Пластик попадает в окружающую среду и остается в ней на столетия.
В начале 2019 года Евросоюз сделал первый шаг к решению проблемы, введя запрет для производителей на добавление в косметические средства микропластика. Теперь им приходится пересматривать 24172 косметические формулы. Общий объем необходимых для этого инвестиций до 2025 года оценивается в €12 млрд при общем объеме рынка в €23 млрд (1 триллион руб. при объеме рынка примерно в 2 триллиона руб.).
Так, обычный отшелушивающий гель для душа содержит в своем составе столько же микропластика, сколько нужно для изготовления его упаковки. А некоторые косметические продукты состоят из пластика на 90%! Например, вы помыли волосы обычным шампунем, который содержит поликватерниум (polyquaternium) — это синтетический полимер в виде порошка, как правило, использующийся для придания однородных свойств веществу. После того как вы смыли шампунь в канализацию, сточные воды унесут остатки микропластика прямо в реки. Очистные сооружения не позволяют отфильтровывать весь микропластик. Поэтому он попадает в почву, воду, становится пищей для рыб и других животных, а через них — и человека. Уже доказано, что микропластик может содержаться в воде, соли, сахаре.
Если вы стремитесь использовать продукты с меньшим количеством пластика, лучше не покупать товары, в которых содержатся: Acrylates/C10-30, Acrylates Crosspolymer (ACS), Alkyl Acrylate Crosspolymer, Carbomer, Ethylene-Vinyl Acetate-Copolymer, Nylon-6, Nylon-12, Polyacrylate, Polybutylene terephthalate, Polymethyl Methacrylate, Polyquaternium, Polyquaternium-7, Polyethylene (PE), Polypentaerythrityl terephthalate, Polytetrafluoroethylene (Teflon), Polypropylene (PP), Polyethylene Terephthalate (PET), Polyurethane (PUR), Polyurethane-2, Polyurethane-14, Polyurethane-35, Styrene acrylates copolymer, Trimethylsiloxysilicate.
Упаковка повторного цикла
По данным Zero Waste Week, каждый год бьюти-индустрия производит более 120 миллиардов единиц упаковки, большую часть которой переработать невозможно. Ожидается, что в 2025 году на производство упаковки производители потратят на 19% больше средств, чем в 2020-м.
Есть производители, которые ищут экологичные альтернативы привычной упаковке. Например, Tubex Aluminium Tubes разработали 100%-но перерабатываемую алюминиевую упаковку для косметической продукции. Ею уже пользуются ведущие косметические бренды, в том числе подразделение Henkel AG & Co. KGaA.
Над перерабатываемой упаковкой работают многие крупные производители косметики. «Флаконы некоторых линий, например, „Аромакология“, „Цедрат“ и „О де Бо“, выполнены из 100% перерабатываемого ПЭТ. Наша цель — использовать стопроцентно перерабатываемый пластик для изготовления всех флаконов уже к 2025 году. Для этого мы сотрудничаем с компанией Loop Industries, использующей метод переработки пластиковых отходов в чистый пищевой ПЭТ-пластик», — отмечает эксперт бренда L’Occitane Ирина Галушко. Амбициозны планы по экологизации продукции до 2030 года и у компании L’Oréal. «К 2030 году вода, использованная в ходе производственных процессов, будет на 100 % перерабатываться и использоваться повторно. Также 100% ингредиентов наших средств и упаковочных материалов на основе биологического сырья будут получены из устойчивых источников и будут пригодны для переработки. 95% ингредиентов в составах наших средств будут иметь биологическое происхождение либо будут получены из распространенных минералов или в результате рециркуляции. Пластик, используемый в упаковках наших средств, будет на 100% изготовленным из переработанного или добытым из био-источников. 100 % отходов, генерируемых на площадках компании, будут подвергаться переработке и использоваться повторно», — отметил генеральный директор L’Oréal в России и СНГ Клаудио Кавикьоли.
Unilever пошел еще дальше и решил поэкспериментировать со сбором использованной тары из-под косметики. «Совместно с группой „Экотехнологии“ мы установили 14 фандоматов в торговых сетях „Перекресток“ и „Карусель“ (розничная компания X5 Retail Group) в Москве, а также в торговых сетях „Магнит“ в Краснодаре и Туле — для приема использованной пластиковой тары у населения и ее последующей переработки. С августа 2019-го по июль 2020 года фандоматы собрали более 24 тыс. единиц пластиковой упаковки, и сбор продолжался даже во время режима самоизоляции», — рассказала управляющий по программам устойчивого развития, благотворительности и фондов Unilever в России, Украине и Беларуси Ирина Антюшина. По ее словам, флаконы всех косметических средств бренда Unilever, выпускаемых в России, производятся из 100% переработанного пластика, а 89% полимерной упаковки пригодно к переработке.
Есть те, кто старается минимально тратить ресурсы на упаковку. Например, ассортимент британской компании LUSH на 52% — это твердая косметика без упаковки. Продавая только твердые шампуни по всему миру, компания уже экономит около 6 млн пластиковых бутылок. За исключением блесток и звездочек, все продукты, а также отходы производства биоразлагаемы. Остатки фруктов, овощей, мыла или желе компостируют и отправляют на анаэробное сбраживание в собственном центре переработки отходов Green Hub. А пластиковые контейнеры для косметики производят из собранного в океане мусора.
Еще одна тенденция — использование запасных блоков. «Минимизация пластика, отсутствие вкладышей, упаковка из переработанных материалов — все это востребовано. Современный покупатель обращает внимание на упаковку продукции, которую он выбирает. Производители предлагают ему многоразовые рефиллы (от английского слова — refill, или пополнять)», — говорит основатель и гендиректор косметического бренда Teana Laboratories, кандидат фармацевтических наук, автор косметических рецептур Дмитрий Стофорандов. С ним соглашается руководительница медиаотдела Greenpeace Россия Виолетта Рябко. «Если вы хотите сделать свое потребление косметики более экологичным, изучите рынок локальных брендов, содержимое магазинов без упаковки. Магазины товаров без упаковки открываются уже во многих крупных городах. Везде можно купить косметику на развес, в том числе даже румяна и пудру, взяв столько, сколько нужно именно вам, чтобы она не „залежалась“ и не пропала», — добавляет она.
Косметику без упаковки можно найти в набирающих популярность магазинах zero waste. В Москве, например, с 2018 года работает Zero Waste Shop, в котором косметику наливают в том числе в свою тару.
В магазин «Котомка» косметическая продукция уже приходит без упаковки — либо в коробках, которые потом сдают в макулатуру, либо в таре, которую затем отправляют обратно для повторного использования. Все продукты хранятся в диспенсерах и банках.
Косметику на розлив можно найти и в Urban Fauna в пространстве «Букводом» (парк «Сокольники» в Москве). Здесь продается продукция этичных брендов косметики и контрацепции, средства для уборки на розлив.
Экология в моде
Потребители все чаще делают выбор в пользу «зеленых» товаров и задумываются об экологии. Исследование McKinsey и Business of Fashion, проведенное в 2018 году, показало, что 66% «миллениалов» (люди, родившиеся с 1981 по 1996 годы) готовы тратить больше денег на устойчивые модные бренды. По прогнозам аналитической компании Nielsen, в 2021 году покупатели только в США потратят $150 млрд (11,3 триллиона руб.) на устойчивые продукты. 73% участников этого онлайн-исследования признались, что готовы изменить свои потребительские привычки, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Компании одна за другой отказываются от тестирования косметики на животных. Это уже сделали Avon Products Inc., Estée Lauder и другие. Они стали частью глобальной кампании #BeCrueltyFree, запущенной организацией Humane Society International (HSI).
«По нашим наблюдениям, сейчас популярны несколько идей: например, „меньше косметики“ и „больше экологичного и натурального“. Также есть спрос на этичную косметику, которая не тестируется на животных. Но, как и в других сегментах, в бьюти-индустрии мода на „эко“ способствует появлению гринвошинга — товаров, маркированных как экологичные, но такими не являющихся», — предупреждает Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы «Листок жизни».
С ней соглашается Дмитрий Стофорандов. «Чем ближе мы к природе, тем нам спокойнее. Растет спрос на косметику полностью или почти полностью натуральную. Кроме того, ради экономии водных ресурсов производители поменяли подход к разработке косметических рецептур — все чаще предлагаются безводные форматы: на основе масел, сухого сырья, гидролатов, заменяющих простую воду и т.п. Некоторые ингредиенты, которые добывались из сырья животного происхождения, в силу этических и экономических причин теперь синтезируются. Это, например, коллаген, гиалуроновая кислота, а также новейшие пептиды, идентичные тем, что содержатся в ядах животных. Мы используем в своей косметике синтезированный токсин конической улитки, токсин морского анемона», — говорит Стофорандов.
Экологичность косметики оценивается не только по ее составу, напечатанному на этикетке. «Экопродукцией можно назвать только ту продукцию, которая экологична по всему жизненному циклу. Например, есть показатель углеродного следа — оценка выбросов углекислого газа. Его нужно рассчитывать не только по какой-то одной стадии жизненного цикла (производства, например), а по всем этапам — сырье, его добыча, производственные процессы на заводе, транспортировка продукта и его упаковка. И на каждом этапе его можно сокращать: не использовать нефтепродукты для изготовления ингредиентов, минимизировать потребление электроэнергии и тепла на заводах», — говорит Евгения Кузнецова.
Компании в России тоже не отстают от моды. Например, Unilever, представляющая бренд «Чистая Линия», выступила с идеей создать в России «Лигу зеленых брендов» и объединить компании, внедряющие в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития. Вместе участники «Лиги» планируют создать понятные для производителей и потребителей критерии «зеленых» товаров — основу для будущей национальной экосертификации — и продвигать идеи устойчивого развития.
«Ответственные производители ради сохранения окружающей среды используют возобновляемую энергию, создают экономику замкнутого цикла, вторично используют промышленные и бытовые отходы, учитывают показатели углеродного следа в своей логистике, стремятся соблюдать права сотрудников, поставщиков, покупателей и, при необходимост, животных. Устойчивая компания также сознательно стремится продлить „жизненный цикл“ своей продукции, придерживается концепции Zero Waste и следует принципам 4R: reduce, reuse, recycle, recover», — пояснили в «Лиге зеленых брендов».
Звучит обнадеживающе, однако отказ от упаковки и разработка альтернативных ингредиентов для косметических средств — серьезный вызов для отрасли: во-первых, частично из-за отсутствия необходимых производств, а во-вторых, из-за нестабильности и повышенной стоимости экологических альтернатив. Как быстро и насколько хорошо компании справятся с этим вызовом, пока большой вопрос.
( ╥﹏╥) ノシАнна Андриевская