К концу XVI века только две области на Земле оставались ещё «белыми пятнами» – Арктика и Антарктика. Экспедиции Вильяма Баренца открыли сразу несколько крупных архипелагов и островов Западной Арктики. В 1594-1597 годах отважные голландские мореплаватели обнаружили два архипелага: Шпицберген и Новая Земля, а также подтвердили существование крупных островов в Ледовитом море (Баренцевом море). Команде Баренца впервые в истории европейской цивилизации удалось осуществить вынужденную зимовку в крайне экстремальных условиях арктической ночи.
В 1581 г. на карте Европы появилось новое государство – Республика Соединённых провинций (Объединённое королевство Нидерландов). Народившееся независимое голландское купечество стремилось установить свои торговые связи с заморскими территориями, но им мешали бороздившие океаны пираты из признанных европейских морских держав – Англии и Испании, представляя реальную угрозу голландским торговым кораблям.
Северным путем в Индию и Китай
Желая наладить торговые связи с Юго-Восточной Азией – Индией и Китаем (откуда европейские купцы везли драгоценные камни, чай, ценные породы дерева, пряности) и обезопасить свои купеческие суда, голландцы решили наладить отправку торговых караванов в обход кишащих пиратами Атлантического и Индийского океанов, – вокруг северного побережья Евразии. Идейным вдохновителем этой и ещё двух последующих поисковых экспедиций стал знаменитый космограф Петр Планций.
В 1594 году по почину амстердамских купцов и принца Оранского «были снаряжены четыре корабля для открытия удобного морского пути в царства Китайское и Синское». Корабли были снаряжены купцами и под завязку забиты товарами для торговли в Китае и Индии.
Открытие Новой Земли
Новая Земля была обнаружена неожиданно 4 июля 1594 г.: «под вечер Виллем Баренц при помощи своего астрономического креста (старинный угломерный инструмент для измерения высоты солнца) определил высоту солнца, когда она была наименьшей. Эти наблюдения были проделаны приблизительно в 5 или 6 милях от Новой Земли». Так в дневнике Геррита де Веера описывается географическое открытие крупнейшего в Евразии архипелага – Новая Земля. Пройдя небольшое расстояние вдоль берега новооткрытой суши, голландцы обнаружили и первый географический репер, объект, – вытянутый в море низкий мыс, который они назвали «Лангенес» (Длинный Нос). Отсюда голландские корабли двинулись вдоль берега на север и северо-восток в надежде найти проход и обойти эту обширную сушу. На карту ложились новые географические названия.
Справедливости ради стоит заметить, что и до них не одно десятилетие сюда на промыслы ходили русские поморы из низовьев Печоры и других поселений Архангельского Севера. Их маршруты простирались далеко на север архипелага, вплоть до Крестовых островов (несколько севернее 76°с.ш.), знали они и многие географические пункты, открытые позже голландцами, но все их знания о крупнейшем архипелаге были на уровне рассказов. Возможно, они даже не представляли, что Новая Земля состоит из двух крупных островов. Поморы ласково называли Новую Землю Маткой или Маточкой, подразумевая в её облике мать-кормилицу. Ведь они ходили сюда на промыслы – за морским зверем, рыбой и песцом, т.е. перспективными объектами торговли на Руси.
Но в Юго-Восточную Азию голландским мореплавателям пройти не удалось. Преодолеть ограничивающую с запада ледовитые арктические моря Новую Землю и лежащие к востоку от неё акватории не удалось, непреодолимые льды встали ледяной преградой на пути.
Вторая голландская экспедиция
Эта неудача не смутила голландцев, и на следующий год они послали по тому же маршруту сразу семь каравелл. И вторая голландская экспедиция в поисках морского пути в «царства Китайское и Синское» окончилась неудачей. Казалось бы, после двух неудачных попыток голландцы отступят. Но голландские мореплаватели открыли арктических животных – белого медведя, атлантического моржа, дали их описание, сообщили миру о виденных ими птицах – казарках и прочих, первыми наблюдали гнездовые колонии на скалах, птичьи базары и многое другое.
Третья экспедиция Баренца
Вначале 1596 года «амстердамский сенат снарядил два корабля и нанял моряков». Выйдя из Голландии в мае, 7 июня они подошли к огромному массиву льдов, барражируя вдоль ледяных полей. Не зная, куда их занесло, европейские мореплаватели решили, что они у ледяных берегов Гренландии. Почти две недели голландские моряки плавали вдоль неизвестной земли. Тут их также преследовали белые медведи, на которых они с успехом охотились. 1 июля голландские корабли разошлись. Ведомый Гемскерком и Баренцем корабль двинулся на восток, к Новой Земле.
17 июля они подошли к уже знакомым им западным берегам Северного острова Новой Земли на широте открытого в 1594 г. залива Ломсбэй. Дальнейший маршрут корабля лежал на север. Голландцы оказались среди труднопроходимых льдов и белых медведей. Через два дня их корабль достиг мыса Желаний (позже это название трансформировалось в мыс Желания) – Kaap Begeerte, но сплочённые льды не позволили пройти на восток в Карское море. Тогда Виллем Баренц решил вернуться на юг к Вайгачу и, обойдя его, идти вдоль восточного берега Новой Земли.
Вынужденная зимовка. Дом спасения
Но 26 августа судно вошло во льды и, как оказалось в дальнейшем, навсегда осталось в ледяном плену. 11 сентября мореплаватели сошли на берег и приняли решение зазимовать. Залив, на берегу которого они решили провести зимовку, назвали Ледяная Гавань.
За шесть недель они построили дом, названный ими «Behouden Huys» (Дом спасения). Строительного материала было мало, и в поисках плавника приходилось уходить за несколько километров. На санях брёвна сволакивали на место будущей постройки, из них собрали сруб, а для крыши и входа в дом использовали доски от палубы: их отрывали и по льду доставляли на сушу.
Для дополнительного утепления дома поверх деревянной крыши положили парус, который утяжелили камнями, чтобы не снесло ветром. Внутри размещались пять лежанок, каждая на трёх человек; в центре горел открытый очаг. Дрова для отопления хранились снаружи. Проведённые несколько месяцев на берегу залива Ледяная Гавань были полны приключений и трагизма. У оказавшихся на берегу Ледяной Гавани голландцев было три главных заботы – продовольствие, поддержание тепла и защита от нападений белых медведей.
Поддержание тепла
У европейцев никакой теплой одежды не было, они оказались в Арктике в европейском платье и матросских кожаных сапогах, утеплённых овчиной изнутри. 4 ноября врач экспедиции соорудил своеобразную ванну для согревания тела. В поставленной вертикально бочке сбоку было вырезано прямоугольное отверстие, куда заливалась горячая вода, а затем туда залезал человек. Никаких одеял у голландцев тоже не было, поэтому 18 ноября капитан рискнул посягнуть на находящийся в трюмах товар, взятый под его личную ответственность и предназначенный для продажи в Китае, – на тюки толстой шерстяной материи. По его распоряжению каждый получил кусок шерстянки.
Арктический мороз пробирался везде и доставал зимовщиков ежесекундно и в доме, и «на улице». В конце ноября они начали охотиться на песцов, решив добывать тёплый мех и из них пошить себе шапки. С этими шапками они не расстались вплоть до самого возвращения в Амстердам. К 11 декабря мороз стал настолько сильным, что уже не помогали и широкие кожаные морские сапоги с овчинным носом, которые, по мнению голландцев, предназначались для работы в холодной воде. Голландцы старались без особой нужды не выходить из дома: сидели внутри, лишь охотники и караульщики по необходимости работали на морозе. Кое-кто пытался изготовлять тёплую обувь из песцовых шкурок. 31 декабря мороз был таким сильным, что сидящие внутри дома люди, греясь у очага, протягивали к огню ноги и не замечали, что подошвы на сапогах прогорали быстрее, чем согревалось тело.
Проблема продовольствия
Другой заботой зимовщиков стало продовольствие. Хотя на борту имелись бочонки с хлебом, солониной, вином, бисквитами, сыром и прочей провизией, всё же европейские мореплаватели рассчитывали, что окажутся в южных широтах, где можно будет дополнительно разнообразить свой рацион. На деле же вышло иначе, и они застряли во льдах Арктики. Количество провианта постепенно иссякало, хотя прием пищи был ограничен двумя трапезами в день. Постоянным пополнением рациона служило мясо песцов, которых голландцы успешно ловили поблизости от своего дома.
Они пробовали даже на вкус медвежатину, но, по неосторожности, видимо, употребив ее печень, получили сильнейший гипервитаминоз, заболели и отказались от неё в дальнейшем. Кроме того, в планы голландцев не входило провести остаток жизни на берегу Новой Земли и они собирались по весне отправиться домой. Поэтому часть провизии всегда держали про запас, на обратный путь. 1 мая 1597 года мореплаватели сварили последний запас мяса.
Нападения хищников
Постоянной проблемой была и защита от практически ежедневных нападений белых медведей. Эти полярные хищники здорово отравляли им жизнь: звери устраивали засады и преследовали идущих на корабль и возвращавшихся оттуда обратно людей, залезали на судно и проникали в трюмы в поисках съестного, лезли на крышу дома, ломились в дверь, атаковали и одиночных моряков, и группы.
Такие нападения были днём и ночью. Поэтому зимовщики всегда выставляли караулы из «сторожей-наблюдателей» и убивали хищников при малейшей возможности, хотя применяемые ими способы охоты – топоры, пики, мушкеты, небольшие свинцовые пули – годились разве что на кабана или оленя. Им приходилось выпускать по много пуль, прежде чем удавалось завалить очередного «врага». С убитых зверей голландцы снимали шкуры.
На весельных лодках
В конце зимовки, когда уже казалось, что многие лишения позади, наступило короткое полярное лето и замаячило скорое возвращение домой, заболел самый опытный из мореплавателей, душа и лидер экспедиции Виллем Баренц. В мае 1597 г. зимовщики приступили к постройке двух лодок, чтобы возвращаться домой. 29 мая они начали готовиться к отплытию в Голландию. 14 июня всё было готово, в плавание взяли минимум вещей и провианта.
Путь в две тысячи километров на небольших вёсельных лодках среди арктических льдов, штормов и в полном безлюдье из Ледяной Гавани в Колу – это человеческий подвиг, равных которому до сих пор нет в истории мореплавания. Этот путь был омрачен несколькими трагическими событиями. Обогнув мыс Желания, голландцы потеряли своего командора Виллема Баренца; 20 июня он умер вместе со своим слугой. Причиной, видимо, была очень распространённая в те времена среди мореплавателей цинга…
Позже они потеряли и часть провизии. Пристав к плавающей льдине и выгрузив на неё весь свой провиант, они не заметили, как льдина треснула. К счастью, южнее стали попадаться колонии гнездящихся морских птиц. Голландцы забирались на отвесные скалы, собирали на базарах яйца и стреляли самих птиц.
К этому времени закончились последние запасы вина, остался всего один литр. Но им чуть позже отпраздновали самое настоящее воскрешение из небытия, из ледового плена.
Спасение. Встреча с русскими зверобоями
26 июля обе лодки достигли пролива Костин Шар, где, о чудо, они встретили русских промысловиков-поморов, с которыми познакомились во время первой экспедиции в проливе Югорский Шар. Русские зверобои снабдили их хлебом и дали копчёных гусей. С ними же европейцы распили и последний литр вина. Отсюда, от западных берегов Южного острова Новой Земли, путь в Европу был уже проще, 4 августа голландцы были у берегов устья Печоры.
18 сентября мореплаватели оказались в Коле, где их взял на борт находившегося здесь второго корабля экспедиции Ян Корнелиус Рейп; он в начале экспедиции отказался плыть на восток и остался исследовать Шпицберген. В память о своем путешествии голландцы оставили жителям тогдашнего самого северного русского города одну из своих лодок; позже она ещё долго стояла здесь в гостином дворе. Другую же лодку голландцы привезли на родину, она до сих пор хранится как национальная реликвия в Амстердаме, в морском музее.
Амстердам. Встреча мореплавателей
1 ноября 1597 г. жители города Амстердам наблюдали странную процессию. По ступеням дворца принца Морица Оранского поднимались 12 человек в износившейся зимней одежде и шапках из белых шкурок песца. Это были возвратившиеся из последнего, третьего, путешествия вокруг Европы и Сибири в поисках пути в «Китайское и Синское царства» моряки. Они направлялись в зал, где за большим столом их с нетерпением ожидали бургомистр, члены городского совета, канцлер и посол его Величества Короля Дании, Норвегии, готов и вандалов, консулы. Эти и другие официальные лица были приглашены во дворец для торжественного обеда в честь необычных приключений голландских мореплавателей в Арктике.
Итоги экспедиций Баренца
Для голландских купцов экспедиции не принесли прибыли. Но были открыты и составлены карты ранее неизвестных северных земель – острова Медвежьего, западных частей архипелагов Шпицберген и Новая Земля, островов Оранских, Штатов и др. По результатам этих плаваний на картах появились десятки новых географических названий и были определены их географические координаты.
Голландцы выполнили первые в истории Арктики «океанологические наблюдения»: на всём протяжении маршрутов по Баренцеву морю и его границе с Карским.
Они провели первую в истории европейцев зимовку в Арктике, подробно описали её события и осуществили беспрецедентное плавание на гребных лодках, пройдя от Ледяной Гавани до городка Колы в Русской Лапландии (современный Кольский полуостров).
Оригинал статьи размещен в октябрьском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь
https://uralstalker.ru/2020/10/zimovka-barenca/
автор Николай Вехов
фотографии автора
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях