Представляем Приложение к новому выпуску журнала «Третьяковская галерея» №3 2020 (68) - "Мария Якунчикова и символизм". Приложение уже поступило в продажу в киосках Третьяковской галереи, где начала работу выставка «Мария Якунчикова-Вебер».
В Приложении опубликована статья:
Ольга Давыдова
Расширение «горизонтов»: Мария Якунчикова и символизм
...Я ХОЧУ НЕВОЗМОЖНОГО;
НУ, ЧТО Ж, УВИДИМ.
М.В. Якунчикова. Дневник. 4 апреля 1892
Взаимоотношения мастера с доминирующими творческими тенденциями его времени, проявляющими индивидуальность - «дух» - эпохи, могут складываться по-разному. Вопрос самоопределения собственной художественной личности, ее близости к психологически утонченной эстетике символизма волновал Марию Васильевну Якунчикову на протяжении всего самостоятельного творческого пути (условно датируя этот период концом 1880-х - 1902 годом, ставшим последним в жизни художницы). И на внешнем, и на внутреннем уровнях внимание к диалогу Якунчиковой со скрытыми во времени духовными импульсами представляется логически закономерным, если учесть, что художница так или иначе была связана с двумя главными фазами развития модерна в России.
В искусстве эпохи модерна, отразившем в разных иконографических вариантах эмоциональную прозорливость символизма, уникальность художественного явления определялась культом отраженного в нем душевного опыта - той области незримых чувств, к попытке запечатлеть которые во внешних, порой реально узнаваемых формах и стремились художники. В этом смысле творчество Якунчиковой таит многомерный, до конца не исчерпанный тематический потенциал, в значительной степени основанный на символистском стремлении «победить прозу», сделать в искусстве нечто большее, чем на это были способны романтики: «А теперь недостаточно чувствовать и говорить одному, надо сделать большое, большое, такое большое, больше певцов* Тургенева. Сначала победить прозу»[1], - с вдохновенным максимализмом формулировала свое credo Мария Васильевна.
- * Имеются в виду персонажи рассказа И.С. Тургенева «Певцы» (1850) из цикла «Записки охотника» (1847-1851). Примечательно, что перед Тургеневым упоминался Фредерик Шопен (и его фортепианная «Баллада №1»).