Найти в Дзене
WE MAG

Череп и розы: Александр Маккуин

Оглавление

Дисклеймер: это лишь первая часть биографии. Ссылки на продолжение будут добавляться по мере написания постов.

Бунтарь-романтик с чутким сердцем и голубыми глазами, — именно таким был Александр Маккуин. Ему всегда хотелось заглянуть вглубь, добраться до изнанки мироздания, попробовать все и выйти из ада очищенным. Маккуин перевернул мир моды, добился колоссального признания всех великих (Анны Винтур и прочих известных личностей), хотя порой открыто «плевал» им в лицо. К нему никогда не относились однозначно, его показы часто воспринимали не так, как хотелось дизайнеру. Но все же им всегда восхищались.

Когда я читаю биографию Маккуина, то не могу отделаться от ощущения, что мы с ним очень похожи чем-то глубоким, скрытым. Возможно, дело во мне и моей эмпатичности. Возможно, всему виной невероятный магнетизм гениального британского дизайнера.

Александр Маккуин, фотограф — Ник Найт, 1998 год
Александр Маккуин, фотограф — Ник Найт, 1998 год

Детство

Путь Маккуина — это любимая нами история «из грязи в князи». Он родился 17 марта 1969 года в больнице Льюишам на юго-востоке Лондона в большой небогатой семье. Мать, Джойс Маккуин, — учитель социальных наук, а отец Рон работал шофером. Ли стал шестым ребенком в семье и, по словам их сына Тони, «единственным, к кому они (Родители — ред.) стремились».

Ли Маккуин в детстве
Ли Маккуин в детстве

Еще до того, как Ли исполнился год, семья переехала с юга Лондона на северо-восток, в район Стратфорда вблизи доков, и поселилась в муниципальном доме. Это была трехэтажная кирпичная секция в ряду ленточной застройки. Хотя в доме номер 11 по Биггерстафф-Роуд было четыре спальни, он оказался маловат для большой семьи. Но в этой жизни были и свои преимущества, например, прекрасная природа: сады и парки.

Район Стратфорд, Лондон
Район Стратфорд, Лондон

Раннее обучение

В пять лет Маккуин идет в начальную школу на Карпентер-Роуд. По воспоминаниям Питера Боуза, который учился там с Ли, можно заключить, что будущий гений-бунтарь уже в детстве сильно выделялся: «…хотя он хорошо ладил со всеми, даже тогда, в совсем юном возрасте, в нем угадывалось нечто, отличавшее от всех нас <…> Он был очень артистичным, ярким, любил все делать напоказ, но в то же время был довольно застенчив». В ранние годы обучения Маккуин не демонстрировал особых успехов. Он плохо усваивал академические дисциплины, зато обожал рисовать.

Ли Маккуин в детстве
Ли Маккуин в детстве

Осенью 1980 года Ли перешел в «Рокби-скул», среднюю школу для мальчиков. Там он попал не в самый сильный класс, сдавал экзамены с замечаниями, что «плохо ведет себя». Однако был один предмет, поглощавший все воображение будущего дизайнера — искусство. По нему Маккуин получал отличные оценки. Более того, Ли постоянно рисовал, с двенадцати лет читал книги о моде, и тогда же принял самое важное решение — связать свое будущее с этой индустрией. Позже он выскажется о средней школе так: «Ничему я там не научился, а на занятиях рисовал платья».

«Рокби-скул», Лондон
«Рокби-скул», Лондон

В сентябре 1985 года Маккуин поступает в учреждение, которое тогда называлось Уэстхемским техническим колледжем в Стратфорде, на вечернее отделение искусства. Там Ли не ощущал себя полностью в своей стихии, но к концу года сшил несколько вполне пригодных для ношения нарядов. Некоторые из них он подарил сестре Джанет. По её словам, одна юбка была настолько тесной, что врезалась в неё, а ходить в подобном одеянии было дико неудобно.

Джанет Маккуин
Джанет Маккуин

Примерно в то же время в его жизни появился «Справочник Макдауэлла по моде ХХ века», в которой даются краткие биографии величайших дизайнеров. Позже он назовет её чем-то вроде библии по стилю. Из неё он узнает о связи между модой и изобразительными искусствами, о дружбе Диора, Шанель и Скьпарелли с «художниками, писателями и интеллигенцией». В будущем он будет заниматься тем же самым, работая с выдающимися фотографами.

Помимо обучения в колледже Маккуин, как и любой другой студент, подрабатывал. Он был официантом в закусочной. Кстати, стоит отметить, что сам Ли обожал простую еду (парень-то из семьи пролетариата).

Савил-Роу

Всю жизнь Маккуин чувствовал сильную связь и близость со своей матерью. Джойс помогала ему, вдохновляла и поддерживала. В 1986 году её слова круто повлияли на судьбу Ли. В один из туманных лондонских вечеров Джойс и Ли вместе смотрели телевизор, когда увидели программу о том, что портновское искусство умирает, и никто не хочет идти в ученики закройщика на Савил-Роу (место, где находятся ателье дорогих мужских портных). Тогда Джойс сказала: «Почему бы тебе не пойти туда и не попробовать?». Мне кажется, в этом контексте её предложение звучит странновато. С одной стороны, заботливая мать, видя увлечение сына модой и рисованием, подталкивает его на правое дело, но отправляет в заведомо убыточное предприятие. В любом случае, авантюра удалась.

Ли и Джойс Маккуин
Ли и Джойс Маккуин

Ли сразу же отправился на Савил-Роу в красивое здание ателье Anderson & Sheppard. Там одевались Ноэл Кауард, Айвор Новелло, Коул Портер, Гэри Купер, Дуглас Фербэнкс-младший и Фред Астер. Маккуина взяли на работу с зарплатой в несколько тысяч фунтов в год, что звучит внушительно, но на эти деньги в самом ателье можно было купить три костюма. Владельцы Anderson & Sheppard сразу поняли, что семнадцатилетний юноша ничего не умеет, приставили к нему мастера-наставника и начали обучать.

Забавно, что все люди, рассказывающие о знакомстве с Маккуином, всегда делают акцент на его неказистом внешнем виде: джинсы, водолазка, клетчатая куртка, ботинки «Док Мартенс» и кривые зубы (из-за которых Ли всегда комплексовал).

Проработав в ателье около двух лет, Ли начал опаздывать или вообще не приходить на работу.

-8

В 1988 году Маккуин переходит дальше по Савил-Роу. Он устраивается в Gieves & Hawkes, где становится учеником закройщика. В 1997 году Роберт Гив, владелец ателье, скажет: «К сожалению, мы не заметили в нем ничего выдающегося <…> Но он отличался необычайной пытливостью, все время забрасывал нас вопросами». Через год Ли уйдет оттуда, поскольку, по его словам, в ателье царила атмосфера гомофобии, в которой открытому гею было невозможно работать.

Здание Gieves & Hawkes, Лондон
Здание Gieves & Hawkes, Лондон

Далее Маккуин вне штата устраивается в компанию Berman & Nathan, которая занималась изготовлением театральных костюмов. Ему удалось принять участие в создании костюмов для крутых постановок («Отверженные» и «Мисс Сайгон»), однако Ли вскоре уйдет оттуда, поскольку, по его словам, его окружали «женоподобные геи», да и вообще он «терпеть не может театр». Это уже является типичным лукавством в стиле Александра Маккуина. На самом деле, театральное искусство проходит красной нитью из одного его показа в другой.

Alexander McQueen, SPRING/SUMMER 2001, «Voss»
Alexander McQueen, SPRING/SUMMER 2001, «Voss»

В жизни всегда есть место случайностям. После того, как Ли увидел в журнале статью о японском дизайнере Кодзи Тацуно, он решил попасть к нему в ателье. Тогда Тацуно, которого поддерживал Ёдзи Ямамото, работал в Лондоне. Модельер славился своей любовью к экспериментам, и, видимо, именно это привлекло Маккуина. «Его творчество было основано на британском искусстве кроя с примесью авангарда, и мне казалось, что в Лондоне ничего подобного больше нет», — говорил Ли. В студии Кодзи юный Маккуин научился кроить без выкройки.

Кодзи Тацуно
Кодзи Тацуно

В 1989 году компания Тацуно обанкротилась, и тогда Ли пришлось искать новое место работы. Одна из сотрудниц компании познакомила его с Джоном Маккиттериком, главным модельером дома уличной моды Red or Dead. И Маккуин устроился к нему. По словам Маккиттерика, Ли «целыми днями трудился как пчелка, и работа у него спорилась». Совместно с Джоном они трудились над коллекциями Charlie Spirograph (осень/зима 1989), Spacebaby (весна/лето 1990) и We Love Animals (осень/зима 1990). Во время работы Маккуин постоянно забрасывал своего нового наставника вопросами. Чем больше он увлекался дизайном, тем интереснее ему становилось разбираться в этом тонком искусстве.

Внезапная Италия

В одном из разговоров Маккиттерик рассказал Ли об Италии: о том, насколько хорошо там развиваются модные дома. Тогда Маккуин пожелал сразу же отправиться туда. Рискованный поступок для человека, не добившегося ничего в мире моды, без знания языка и достаточного запаса денег. Однако в 1990 году Маккуин приезжает в Милан. Больше всего ему хотелось попасть к Ромео Джильи, считавшегося в то время величайшим в своем искусстве.

Ромео Джильи
Ромео Джильи

Неопрятный Маккуин, держа в охапке альбом с рисунками, который он позже назовет «худшим портфолио всех времен», отправляется в студию Джильи. Там, после диалога с «правой рукой» Ромео, Лизе Стратди, и после дежурной фразочки а-ля «мы вам перезвоним», разочарованный Ли уходит. Дальше события развиваются как в плохой Голливудской мелодраме. Стратди выбегает из офиса, догоняет Маккуина у метро и возвращает его в студию для беседы с самим Джильи. После юношу тут же примут на работу.

В студии Джильи Маккуин научился вдохновляться книгами, картинами, путешествиями и традициями разных стран, чтобы потом использовать это в своих коллекциях. Также он оценил всю важность публичного имиджа. Но проработал там совсем не долго: уже летом 1990 года Маккуин покидает Италию и отправляется в родной Лондон, где надеется найти какую-нибудь практику.

Конец первой части.