Зачем на свадебном платье меха и как защищались от злых духов представители самого северного тюркского народа? Ответы на эти вопросы можно найти на выставке «Общий язык – знак» из собрания Российского этнографического музея. Сегодня изучим костюм якутской невесты.
Пространство выставки условно было разделено на две части: мужскую и женскую. Таким образом подчеркивалось традиционное гендерное деление материального и духовного пространства у тюркских народов.
На «мужской» территории мы уже были, когда рассказывали о шаманском бубне, который и музыкальный инструмент и, своего рода, транспорт. Сегодня мы отправляемся на «женскую» половину, чтобы познакомиться костюмом с якутской невесты. Каждой якутской девушке готовился особый комплект одежды и украшений, в котором она выходила замуж, а затем могла также носить уже в новом статусе.
В летнем костюме, в отличие от зимнего, отсутствует тёплая меховая подкладка. Мех здесь присутствует лишь на шапке. Украшение мехом росомахи и бобра было обязательным. Его обилие символизирует охотничий успех, удачу в промысле и богатство.
Важной частью костюма якутской невесты являются украшения. Причем кузнечное и ювелирное дело в якутской культуре – сродни шаманству: у каждого кузнеца есть свои духи-помощники.
Мастерство якутских ювелиров находит отражение и в подвесках, которые прикрепляются к различным частям костюма невесты. Подвески в виде абстрактных человечков символизируют женское божество, отвечающее за деторождение. Для костюма невесты характерно наличие гривны, шейного украшения, и головной повязки, которая покрывает также и спину, часть тела, считающуюся наиболее уязвимой. Именно поэтому во многих культурах принято закрывать спину оберегами с многочисленными символами.
Интересная и сама форма этих украшений, орнамент восходит к рогам барана, традиционному тюркскому символу. Якуты, переселившись в районы с более суровым климатом, перестали заниматься овцеводством, но этот символ до сих пор живет в их духовной и материальной культуре.
#народы мира