Найти тему

Русификация Кёнигсберга

21 октября в Калининградском музее изобразительных искусств открылись два новых выставочных зала. Под экспозиции были приспособлены помещения цокольного этажа бывшего Дома культуры моряков (здание бывшей кёнигсбергской биржи). До 2008 года в цоколе работало казино «Монетный двор». После закрытия игорного заведения перестало существовать, ничего значимого с недвижимостью в центральной части города не происходило. О переезде в здание ДКМ музея заговорили в 2016 году и здание досталось учреждению культуры не в самом лучшем своем состоянии. Сейчас музей изобразительных искусств получил в свое распоряжение порядка 760 кв. м. На открытие двух новых залов приехали губернатор Антон Алиханов, министр культуры и туризма Андрей Ермак, ректор БФУ им. Канта Александр Федоров и представители студии «Союзмультфильм» (выставка «Город Гофмана. Тайна двух миров» — совместный проект музея и федеральной структуры). Афиша RUGRAD.EU рассказывает, как учреждение культуры приспособило для своих нужд новые площади.

Ректор БФУ им. И.Канта Александр Федоров и проректор Анна Тышецкая ковыляют по ступенькам здания бывшего ДКМ. На крыльце для коллективной фотографии гостей ожидает ростовая кукла с непропорционально большой головой. Из-за тяжести конструкции фигурку то и дело перекашивает, но актер, ноги которого в длинноносых туфлях предательски торчат из-под сюртука, худо-бедно справляется с управлением конструкцией. Болтающиеся вдоль туловища руки послушно ложатся на плечи выстроившихся на крыльце фигурок в медицинских масках. Впрочем, придется еще постараться для второго дубля: где-то по пути к ступенькам потеряли министра культуры и туризма Андрея Ермака.

-2

Совместный проект с «Союзмультфильмом» занимает порядка 200 кв. м в нескольких просторных залах с кирпичными стенами. К «Городу Гофмана» ведут специальные указатели на стенах. Роль наполнения для выставки играет реквизит к полнометражному кукольному мультфильму «Гофманиада» (первый полнометражный проект «Союзмультфильма» за последние 30 лет).

В кукольном городе Крошка Цахес с длинным носом, задранным крючком вверх, тянет куда-то руки на горбатом мосту. Весь «Город Гофмана», собственно, населен подобными гротескными куколками, выполненными вполне себе в духе болезненной фантазии писателя-романтика, а загнутый крючок на том месте, где у обычного человека растет нос, — это главный фетиш выставки. Он переходит по наследству от одного объекта к другому, будь то кукольная спальня с очередными застывшими фигурками или картина «Битва попугая с мышиным королем», где сквозь штрих-код линий можно рассмотреть, собственно, самого попугая с кривой игрушечной сабелькой и окружающих его карликов с очками на всё тех же длинных, крючковатых носах.

«Отец» крючконосых созданий, сам Эрнст Теодор Амадей Гофман присутствует на выставке в качестве эдакого «насекомого под стеклом»: у него такой же длинный нос, как и у мучивших его всю жизнь фантазий, воплотившихся в кукольные тельца при помощи техник и умений художников «Союзмультфильма».

Картина «Эрнст в мансарде» — длинный нос и фигурка Щелкунчика на прикроватном столе, «Эрнст в кабачке» — парящие на холсте головы филистеров, презираемых Гофманом, давятся недобрым хохотом, пряча прорези ртов под свисающими мясными складками щек. Лицо одного из персонажей вытягивается в скалящую зубы баранью морду.

Сам Эрнст Теодор пританцовывает в углу, поджав ногу, словно цапля. На письменном столе (что бы ему делать в кабаке?) стоит бокал, куда капнули красной краски. Тяжелые и по большей части нездоровые отношения Гофмана с собственным винным погребом вполне тянут на отдельную тему научной работы по литературе, содержание которой вряд ли удастся раскрыть в рамках вставки, на афишах которой не стоит возрастной маркер «18+».

-3

Режиссер «Гофманиады» Станислав Соколов рассказывает губернатору Антону Алиханову о страхе, показывая фигурку колдуньи из повести «Золотой горшок». Зеленокожая старуха с горбатым носом куда в большей степени наследует манерам американского полнометражного мультфильма «Хоббит», вышедшего на экраны в конце семидесятых, задолго до блокбастеров Питера Джексона, нежели традициям советской мультипликации.

Губернатор (или кто-то из его спичрайтеров) решает вспомнить о связи одного из самых известных уроженцев Кёнигсберга, кстати, недолюбливавшего родной город, с русской культурой. Впрочем, глава региона выбирает самый очевидный пример — балет «Щелкунчик» Петра Чайковского.

-4

«Гофман для нас не просто земляк, но и часть русской культуры. Потому что и музыка Чайковского, и балет, и многое-многое другое связывает его творчество с современностью», — говорит губернатор. Под этим «многим-многим другим», которое мельком проскальзывает в речи Алиханова, скрывается на самом деле огромный пласт. Гофмана можно назвать, наверное, одним из самых «русских» немецких писателей, чье влияние на отечественную классическую литературу сложно переоценить. Эти ниточки, при желании, можно протянуть от Гоголя (с его вполне гофмановским умением нагнать ужас и мистику в откровенную бытовуху) через Достоевского с его «Двойником» к московскому мистическому подполью советских времен во главе с Юрием Мамлеевым (роль «винного погреба» в качестве катализатора творческого процесса здесь тоже была велика). В одном с Алихановым все-таки можно согласиться: выбор места для такой выставки оказался вполне «естественным».

-5

Вторая экспозиция, которая сейчас размещается в помещениях цокольного этажа, куда более привычна для того, что называется «калининградским культурным пространством». Выставка «Калининград – Кёнигсберг: мост над временем» — это еще одна версия попытки собрать зарисовки, предметы быта и прочие артефакты, свидетельствующие о повседневной жизни больше несуществующего города. Дополняют их уже приметы современности: черно-белая громадина Дома Советов и всё в таком же духе. Эта экспозиция находится в активах музейного учреждения еще с тех времен, когда оно занимало площади в старом здании на Московском проспекте. Когда музей изобразительных искусств переехал в здание бывшей кёнигсбергской биржи, выставку расположили на втором этаже. Переезд в цоколь позволил собрать все экспонаты в одном зале с белыми стенами, что должно подчеркивать то ли связь современности и прошлого, то ли, наоборот, их контраст.

Как вспоминает Антон Алиханов, когда музею изобразительных искусств только передали здание бывшей биржи, у властей были сомнения по поводу того, как учреждение культуры будет работать с доставшимся в пользование историческим наследием (впрочем, об историческом бэкграунде этого здания губернатор знал в первую очередь по рассказам знакомых, заставших веселые времена «Монетного двора»). Белым стенам нового зала, как признается губернатор, он «очень рад».

«Сейчас идет проектирование большого проекта реконструкции этого здания. Мы надеемся, что в первой половине следующего года у нас будет готова проектно-сметная документация. Мы либо самостоятельно, либо при поддержке федерального министерства культуры будем выделять средства для начала этого большого проекта», — рассказывает глава региона. Бывшая биржа — это составная часть правительственного проекта «Музейный квартал». От состояния этого здания будет зависеть общая респектабельность (а значит, и цены на недвижимость) проекта. Начать работы по реконструкции бывшей биржи власти надеются в следующем году. Обещается в том числе и обновление фасада.

-6

Выставка «Город Гофмана» — один из тех примеров, когда за счет привлечения внешнего партнера с серьезной ресурсной базой региональному музею удалось сделать что-то превосходящее местный культурный контекст. Сам Гофман действительно и «часть русской культуры» (об этом написано достаточное количество научных работ и без Алиханова и его спичрайтеров), и консолидирующая фигура для местной интеллигенции (не только для нее). Бренд писателя-мистика, насильно помещенного на долгие годы в разделы детской литературы («Эликсиры сатаны» и «Песочный человек» с большой натяжкой можно назвать детской литературой ), пока еще проигрывает раскрученному товарному знаку Иммануила Канта. Хотя содержание «Щелкунчика» должно быть знакомо среднестатистическому обывателю куда лучше, чем «Критики чистого разума».

Новые выставки в Калининградском музее изобразительных искусств открыты для посетителей с 22 октября.

Комментируйте, подписывайтесь и читайте еще больше новостей на нашем сайте https://rugrad.eu