Найти тему

Лагонакский хребет зимой (Часть 2)

Утром было все так же холодно. Пасмурное небо почти без прояснений выглядело хмуро и сурово.

Утренний вид из "окна"
Утренний вид из "окна"
Наша "пещера"
Наша "пещера"

После пробуждения мы немного перекусили, выпили чай из термоса, а затем приступили к сборам.

Лагерь
Лагерь
Вид на гору Житная
Вид на гору Житная
Вид на долину Цице и плато Черногорье
Вид на долину Цице и плато Черногорье

За ночь снежный карниз, ведущий к нашей "нычке" сильно подмерз и стал скользким, поэтому выбирались от места ночёвки обратно на линию маршрута с большой осторожностью.

Карниз
Карниз
Под скалами горы Буква
Под скалами горы Буква

Наконец, около восьми утра, мы снова вышли на гребень Лагонакского хребта прямо на седловину между вершинами Буква и Житная. Некоторые участки макушки гребня были сухими, это позволяло ускорять шаг.

Гора Буква
Гора Буква

Далее, в начале следующего подъёма, ситуация изменилась. Слой снега под ногами увеличивался.

-9

Перед нами поднималась самая высокая вершина хребта - гора Житная (1996 м). У неё две вершины, между которыми с западной стороны располагается долина одного из ручьев, стекающих в большой каньон реки Цице. В этой долине, по моему мнению, и расположен балаган, который мы хотели отыскать. Чтобы попасть на седловину между вершинами, мы решили обойти траверсом главный большой "купол" массива Житной, почти не набирая высоту. И все же, эта затея стоила нам немалых сил. Передвигаться при сильном ветре в глубоком снегу, по очереди сменяя друг друга, было трудновато. До этого дня я никогда не ходил по горам в такую погоду и в таких условиях. При этом, помимо постепенно нарастающей усталости я замечал и некий прилив сил. Очень хотелось достичь цели, и каждый следующий шаг приближал меня к ней. Энтузиазм нарастал. Вместе с тем, из-за непривычности обстановки меня не покидало ощущение нереальности происходящего. "Подумать только, неужели я сейчас действительно иду зимой по горным вершинам? Это не сон? " - спрашивал я себя, будто ещё не полностью осознавая, что действительно нахожусь на снежных кручах и дышу морозным воздухом. Вдруг склон стал настолько крутым, что дальнейшее передвижение могло привести к сходу лавины.

Склон горы Житная
Склон горы Житная

Пришлось подниматься вверх, дабы обойти трудный участок. Где-то далеко внизу, ближе к границе леса, под снегом скрывалась дорога. Над ней кое-где встречались небольшие изолированные группы пихт. Наконец, главная вершина Житной осталась позади, но мы были все ещё ниже точки искомой седловины. К сожалению, нам так и не удалось туда подняться из-за снега, глубиной выше пояса. Но тут вдали мы увидели кое-что поинтереснее. На склонах второй вершины Житной под скалистым останцем отчётливо виднелись вагончик и пастуший деревянный кош. До них оставалось километра два пути. Глубоко увязая в снегу, но при этом сражаясь с большими сугробами, медленно мы прорубали себе путь к этим постройкам. Погода постепенно улучшалась. "Только не это!" - подумал я, оставшийся вчера без тёмных очков. В балагане можно было укрыться от яркого солнца.

Кош
Кош

Вагончик оказался неплохим убежищем.

Внутри вагончика
Внутри вагончика
И снаружи
И снаружи

Там была удобная кровать с матрасами, к тому же нигде не было дырок в стенах. Треугольный кош оказался гораздо просторней, но там было в разы холоднее. В стенах были трещины в некоторых местах, а печка была завалена твёрдым снегом.

Кош и туалет рядом
Кош и туалет рядом
Скальный останец рядом
Скальный останец рядом
Вид на гору Зауда (Безымянный хребет)
Вид на гору Зауда (Безымянный хребет)

Рядом с вагончиком торчал мелкий деревянный забор, там же находилась поилка для скота.

Деревянная ограда
Деревянная ограда
Глубина снега
Глубина снега
Ещё одно "утро в Арктике"
Ещё одно "утро в Арктике"

Поскольку мы изрядно устали, было решено остановиться на время в балагане. По сути, мы уже фактически добрались до цели - посетили массив горы, дойдя до высоты 1860 метров. Старый балаган между вершинами так и остался для нас загадкой, но при этом мы посетили кош и вагончик. И все же, мне хотелось сделать кое-что ещё.

-20

Мой приятель не хотел никуда ходить до самого вечера, поэтому я попросил у него очки, чтобы прогуляться ещё чуть дальше по хребту. О прогулке нисколько не пожалел. Отойдя от коша всего на 700 метров, я добрался до южной стены Житной, где она круто обрывается вниз в каньон Цице, и обомлел. Подо мной была пропасть около 750 метров! Ущелье просто поражало воображение.

Вид на каньон Цице
Вид на каньон Цице

С каждой стороны вставали огромные скалы. Справа протянулся дикий почти непосещаемый хребет Нагой-Чук, а слева поднимались южные вершины Лагонакского хребта, среди которых особенно выделялся слоистый массив скалы Двухэтажка, являющийся частью горы Матук. Все это уже было очень близко, в пределах 2-3 километров.

Между Двухэтажкой и хребтом Нагой-Чук
Между Двухэтажкой и хребтом Нагой-Чук
Гора Матук
Гора Матук

Разумеется, я много чего сфотографировал с этой великолепной смотровой точки.

Отсюда сдувается снег
Отсюда сдувается снег

Вид на кош и гору Житную
Вид на кош и гору Житную

Вернувшись в балаган, я застал своего спутника за уборкой и сушкой одежды. Он придумал необычный способ просушить штаны, засовывая внутрь штанин горящие свечи.

Сушка штанов
Сушка штанов

Я был бы не против заночевать внутри вагончика, однако времени у нас оставалось мало. Уже на следующий день нужно было днем быть дома, поэтому под вечер мы стали готовиться на выход.

Летом тут выпас скота
Летом тут выпас скота

Идти назад по своим следам было, разумеется, проще, чем утром, но все же не так просто, как в летнее время совсем без снега.

Гора Буква под вечер
Гора Буква под вечер

Иногда мы даже чуть сходили с натоптанной "магистрали", чтобы залезть на соседнюю горку и на полной скорости съехать с неё в сугроб. Такие у нас были развлечения на горе Житной.

Скальные обрывы Житной
Скальные обрывы Житной

Наступление сумерек нас застало на крутом спуске с горы Буква. Мы как раз входили в лес. Из-за обилия вокруг белого цвета в лесу даже ночью было относительно светло, поэтому легко обходились без фонариков. Тут у меня над головой пролетела летучая мышь - единственная встреча с местной фауной в этом походе. На спуске глубокий снег нам очень помогал. Но когда мы вышли на ровную дорогу к памятнику Гастелло, начались проблемы. Стало прохладнее, и наши вчерашние следы замёрзли и затвердели в неудобных позициях. Пришлось прокладывать новый путь, проваливаясь в снег. Тут стала портиться погода, и с неба стало ещё насыпать. Идти по свежему рыхлому "пухляку" - то ещё удовольствие! Мы старались идти без остановки, чтобы не замерзать. В итоге, следующие три километра по ровной дороге мы прошли за три с половиной часа! Только, когда начался уже непосредственно спуск в Гуамку, мы опять чуть разогнались. Хотелось есть, но запасы еды почти закончились, так как днем в балагане устроили целый пир. Тут мой приятель вспомнил о том, что у него в кармане осталось яблоко, которое он вчера забыл съесть. Решили разделить его и слопать. Наверное, если бы чувство голода прижало ещё сильнее, мы вполне могли и подраться из-за этого яблока! Уже за полночь нам удалось добраться до замерзшего водопада. С его края чуток стекала вода. Быстро достали кружки и напились. Дальше начался последний финишный участок спуска в населённый пункт. Прийдя в посёлок, мы сели на первую попавшуюся лавку и заснули крепким сном. Я проснулся около семи часов. Уже светало, шёл снег.

Утро в Гуамке
Утро в Гуамке
Гуамский отель
Гуамский отель

Скоро открылся магазин. С удовольствием зашёл туда, купил баллон тыквенного сока и залпом осушил его за один раз. Трудно было понять, зачем я это сделал. Что-то, видать, нашло. Потом через час в маршрутке чувствовал себя не очень. Но ненадолго, конечно! Несмотря на долгую и не совсем удачную дорогу назад в город (по пути автобус сломался), мы остались довольны путешествием.

Этот выход в какой-то степени разделил жизнь на до и после. Несмотря на недостаточную подготовку, отсутствие полного комплекта необходимого снаряжения и не до конца выполненные цели, за эти два дня мы приобрели необычайно ценный опыт, преодолели некоторые страхи и опасения, испытали себя на прочность и стали более сильными и выносливыми. Конечно, мы решили вернуться на Лагонакский хребет весной, когда станет чуть теплее и продолжить изучать эти замечательные места.

#лагонаки #гуамка #мезмай #житная #матук #лагонакский хребет