На юге Франции много изумительных по красоте мест. Лазурное море, горячее синее небо, горы, сосновые рощи..... Здесь создавал свои работы гениальный французский художник Поль Сезанн, Он родился и прожил большую часть жизни в Экс-ан-Провансе(1839-1906). В жизни у него была одна жена, один сын, одна незначительная связь и только одна страсть, одно неустанное дело- живопись. Это был бесконечный, чуть не каторжный труд, полный неудач, сомнений, неуверенности и надежды. Он не надеялся на славу, только- на воплощение своего идеала... Он смиренно привык к неудачам и непониманию. Даже не все художники-импрессионисты, с которыми от начинал, понимали его поиски и метания. Лучший его друг, друг с детства, Эмиль Золя разуверился в его таланте и даже вывел его в своем романе "Творчество" как самоубийцу, художника-неудачника с генетическим дефектом зрения.. Это было горько, но не сбило Сезанна с пути. Он отошел от поезда импрессионистов, следующими остановками которого станут в 20 веке абстракционизм, минимализм , все больший уход от формы, фактуры и реальности. Сезан, напротив, шел к весомой, фактурной, вечной и постоянно меняющейся реальности, к формам и состояниям мира, независимого от взгляда и настроения человека... Это даже проще почувствовать, глядя на его работы, чем объяснить. Его вещи опережали все теории и толкования того времени. Может, поэтому первыми его ценителями стали молодые художники..И в конце жизни, когда к нему пришли признание, коммерческий успех, и парижский салон уже выставлял его картины, музей его родного города так и не принял ни одной его работы, а земляки открыто называли его неудачником и сумасшедшим.
Он создал более 800 картин и изменил взгляд на живопись. Мир вокруг, природа пребывает неизменно, целостно и вечно меняется, человек- не центр, а ее часть. В его картинах время и пространство слиты и едины, Это больше , чем реализм и правдивее, чем импрессионизм. Именно творчество Сезанна дало установки всему постимпрессионизму, и фовизму, и модернизму и многим "измам", в которых мир так или иначе предстает не в абстракции, а предметно... Это и Гоген, и Ван-Гог, и Мунк.. Главное-, как Большой художник, он изменил наше восприятие, наш взгляд. Мы невольно, даже неосознанно видим мир уже через призму его творчества. Я почуствовала это очень сильно здесь, на юге Франции. Его знаменитая "Большая сосна" написана возле Экса. Но вот тут, в Эзе, возле пляжа - большая сосна. Когда смотришь со стороны моря, приближаясь к ней, план меняется- сначала это сосна на фоне больших гор, потом -на фоне других деревьев и домов, потом- на фоне ярко-синего неба.. И каждый вид- это сезанновская работа, его стиль -гармоническое и яростное сцепление веток, линий, объемов, конструкций и цвета. Я уже не могу иначе видеть. Потому что для меня, как и для многих, гениальный художник Сезанн изменил мир.