Найти тему
Охота пуще неволи

Художник, изменивший наш мир

На юге Франции много изумительных по красоте мест. Лазурное море, горячее синее небо, горы, сосновые рощи..... Здесь создавал свои работы гениальный французский художник Поль Сезанн, Он родился и прожил большую часть жизни в Экс-ан-Провансе(1839-1906). В жизни у него была одна жена, один сын, одна незначительная связь и только одна страсть, одно неустанное дело- живопись. Это был бесконечный, чуть не каторжный труд, полный неудач, сомнений, неуверенности и надежды. Он не надеялся на славу, только- на воплощение своего идеала... Он смиренно привык к неудачам и непониманию. Даже не все художники-импрессионисты, с которыми от начинал, понимали его поиски и метания. Лучший его друг, друг с детства, Эмиль Золя разуверился в его таланте и даже вывел его в своем романе "Творчество" как самоубийцу, художника-неудачника с генетическим дефектом зрения.. Это было горько, но не сбило Сезанна с пути. Он отошел от поезда импрессионистов, следующими остановками которого станут в 20 веке абстракционизм, минимализм , все больший уход от формы, фактуры и реальности. Сезан, напротив, шел к весомой, фактурной, вечной и постоянно меняющейся реальности, к формам и состояниям мира, независимого от взгляда и настроения человека... Это даже проще почувствовать, глядя на его работы, чем объяснить. Его вещи опережали все теории и толкования того времени. Может, поэтому первыми его ценителями стали молодые художники..И в конце жизни, когда к нему пришли признание, коммерческий успех, и парижский салон уже выставлял его картины, музей его родного города так и не принял ни одной его работы, а земляки открыто называли его неудачником и сумасшедшим.
Он создал более 800 картин и изменил взгляд на живопись. Мир вокруг, природа пребывает неизменно, целостно и вечно меняется, человек- не центр, а ее часть. В его картинах время и пространство слиты и едины, Это больше , чем реализм и правдивее, чем импрессионизм. Именно творчество Сезанна дало установки всему постимпрессионизму, и фовизму, и модернизму и многим "измам", в которых мир так или иначе предстает не в абстракции, а предметно... Это и Гоген, и Ван-Гог, и Мунк.. Главное-, как Большой художник, он изменил наше восприятие, наш взгляд. Мы невольно, даже неосознанно видим мир уже через призму его творчества. Я почуствовала это очень сильно здесь, на юге Франции. Его знаменитая "Большая сосна" написана возле Экса. Но вот тут, в Эзе, возле пляжа - большая сосна. Когда смотришь со стороны моря, приближаясь к ней, план меняется- сначала это сосна на фоне больших гор, потом -на фоне других деревьев и домов, потом- на фоне ярко-синего неба.. И каждый вид- это сезанновская работа, его стиль -гармоническое и яростное сцепление веток, линий, объемов, конструкций и цвета. Я уже не могу иначе видеть. Потому что для меня, как и для многих, гениальный художник Сезанн изменил мир.