Найти тему
Афиша

5 самых переоцененных фильмов

Оглавление

Нередко бывает так, что фильм получает слишком много внимания, которого не совсем заслуживает. Так, например, было с боевиком «Миссия невыполнима: Последствия». Картина удостоилась большого количества комплиментарных отзывов: западные рецензенты сравнивали ее и с «Безумным Максом: Дорогой ярости», и с «Темным рыцарем», хотя на самом деле «Последствия» — это обычная и особо ничем не примечательная новая часть шпионской франшизы с Томом Крузом. «Афиша» собрала еще несколько невероятно переоцененных фильмов (не все из них плохие, некоторые просто жутко перехваленные) — а чтобы не быть голословными, объяснили, почему мы считаем их таковыми.

Головоломка (2015)

Disney
Disney

Мультфильм среднего ума

Оскароносная работа Пита Доктера («Корпорация монстров», «Вверх»), созданная на основе переходного возраста его дочери. Но в центре истории не сама одиннадцатилетняя героиня Райли, а то, что, по мнению режиссера, творится у нее в голове. Работу мозга здесь стараются объяснить на модели сказочного города, где пять основных эмоций по очереди берутся за штурвал управления. Две из них — Радость и Печаль — становятся главными героинями мультфильма, отправляясь в головокружительное путешествие по сознанию девочки-подростка, чтобы вернуть ей душевное равновесие. Остроумный прием, впрочем, работает тем хуже, чем больше условностей и правил авторы выдумывают для своего мира: ведь у каждого человека свои представления о том, что творится у него в голове. Другой проблемой становится неизбежное очеловечивание эмоций и механизация людей. Чем живее эмоции, тем больше люди становятся похожи на марионеток. Ну а главным барьером между Райли и зрителем становится усредненность девочки. В попытке сделать ее образ близким и понятным каждому создатели мультфильма населяют сознание девочки самыми универсальными воспоминаниями из массовой культуры, начисто лишая ее фигуру объема и индивидуальности. Эффект выходит ровно обратным: в попытке понравиться всем героиня оказывается не близка никому. А критики, хвалящие картину за открытие новой формы («Взяться за фильм, все действие которого происходило бы во внутренней империи ментального пространства, пока не решался никто»), оказываются не совсем правы: за двадцать с лишним лет до «Головоломки» все (ну или почти все), что происходит у человека в голове, уже показал комедийный сериал «Голова Германа».

Дурак (2014)

Premium Film
Premium Film

Жесть без причины

2014 год стал богатым на громкое и злое социальное кино в России. И хотя получивший мировую славу «Левиафан» несколько затмил более скромного «Дурака», Юрию Быкову все же удалось серьезно пополнить армию своих фанатов. Как и в фильме Звягинцева, в центре картины яркий образ родины: только это не разлагающаяся туша кита, а рушащееся общежитие, недостойных жителей которого отчаянно пытается спасти молодой человек с мессианскими наклонностями. Со времен «Майора» режиссер перестал в своих фильмах играть главные роли (это хорошо), но так и не нашел для себя ни композитора (это плохо), ни соавтора-сценариста (это очень плохо). Однако актерский опыт не прошел даром: не отметить отличной работы коллектива на площадке нельзя — у Быкова все работают честно и на разрыв. Так же работает и само кино. Посвящение Алексею Балабанову и музыка Виктора Цоя (композиция «Спокойная ночь») ясно дают понять, чем «Дурак» так отчаянно старается быть. Дотянуть до высокой планки получается, мягко говоря, не всегда. Быков рубит свою суровую и простую правду — только ошметки летят по сторонам. В итоге этот процесс способен отпугнуть даже тех, кто с этой правдой, в принципе, согласен. К ней, впрочем, тоже есть вопросы. Быкову не хватает элементарной самоиронии и режиссерской сдержанности, чтобы самому не отвечать на заданные вопросы. «Дурак» отчаянно не готов к диалогу со зрителем, даже самым благодарным, — а своей напыщенной пафосностью напоминает не картины Балабанова, а фильмы Дмитрия Астрахана наподобие «Контракта со смертью».

Волк с Уолл-Стрит (2013)

Paramount Pictures
Paramount Pictures

Гимн посредственности

Полудокументальная баллада о том, как молниеносно рождаются и низвергаются колоссы американского фондового рынка. В основу сюжета легла автобиография Джордана Белфорта (Леонардо Ди Каприо) — миллионера, баламута и просто большого болтуна — извините, мотивационного оратора. За экранизацию истории его головокружительного взлета и падения взялся главный из ныне живущих мастеров высокой криминальной драмы Мартин Скорсезе в компании сценариста Терренса Уинтера, прославившегося благодаря «Клану Сопрано» и «Подпольной империи». Эту самую драму они вместе скрупулезно выискивают в похождениях Бэлфорта в течение трех часов. Однако впустую: король Уолл-стрит оказывается голым. Он вспыхивает и превращается в пепел, как стодолларовая купюра: неизбежно, однообразно и скучно. Потому что сам герой — пустая и неумная посредственность, чьи интересы и мечты исчерпываются беспорядочным сексом, наркотиками и механическим стремлением заработать все деньги мира. И его путь через огонь, воду и медные трубы лишь отчетливее это демонстрирует. Вершина мира для него — запустить карлика в мишень. Поэтому посмотреть фильм стоит разве что только ради обворожительной Марго Робби и залихватских индейских песнопений Мэттью МакКонахи.

Леди Берд (2017)

Film 360
Film 360

Всего лишь неплохое кино про житейские проблемы школьницы

У режиссерского дебюта инди-принцессы Греты Гервиг рейтинг кинокритиков на Rotten Tomatoes составляет 99% — и это очень серьезно (только пара-тройка отрицательных рецензий, да и то, кажется, написанных из протеста). Понять восторг прессы несложно — это действительно очаровательное кино про школьницу, которая всеми силами стремится в Нью-Йорк, но затем понимает, что настоящий Нью-Йорк отличается от выдуманного ею. Однако не покидает ощущение, что фильм — это тоже несколько выдуманный кинокритиками шедевр, а все похвалы Гервиг — это не аванс, а кредит, который режиссеру придется отдавать. «Леди Бёрд» умна и трогательна, но это скорее лабораторная работа, за которую талантливая ученица получила пятерку, а не кино на все времена. Чтобы остаться в вечности, ей не хватает того, что было, скажем, в подростковых трагикомедиях великого Джона Хьюза: умения из личного опыта (а «Леди Бёрд», конечно же, автобиографична) делать истории не только приятные во всех отношениях, но и по-настоящему ошеломительные.

Аватар (2009)

20th Century Fox
20th Century Fox

Синие носы на службе у технологий

Грандиозный киноаттракцион, который собрал все деньги мира (но это если не брать в расчет инфляцию — так-то чемпион, конечно, «Унесенные ветром»). К технологической стороне «Аватара» не придраться, она имеет совершенно гипнотический эффект: 3D и глубина резкости Джеймса Кэмерона завораживают — особенно в IMAX. Однако на экране обычного компьютера эта магия кино куда-то улетучивается — и от киноаттракциона остается просто кино. Так вот с ним у «Аватара» есть проблемы. Растеряв весь свой лоск на десктопе, супернавороченный блокбастер съеживается до размеров «Артура и минипутов». Ведь, несмотря на все лестные сравнения, «Аватар» не «Танцы с волками», не «Новый Свет» и, прости господи, даже не «Покахонтас», а поверхностная и претенциозная история про обретение нового дома. Так бывает: человек влюбился в девушку и чужую культуру (см., например, «Последнего самурая»). Однако в «Аватаре» девушка есть, а культуры — нет: есть пестики, тычинки и Эйва, которые ее заменяют. Кому-то и этого оказывается достаточно — но не всем.