Найти тему
MAD TOSBY

День рождения Картин Денёв: Рецензия на фильм «Прощание с ночью»

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

День рож­де­ния 22 ок­тября от­ме­ча­ет Кат­рин Де­нёв! По слу­чаю — о филь­ме «Про­щание с ночью»/«Вра­ги», ко­торый мы пос­мотре­ли в этом го­ду на фес­ти­вале «Фран­цуз­ские ка­нику­лы. Бар­хатный се­зон». Рас­ска­зыва­ет Юля Иса­ева

В на­чале 2019 го­да с раз­ни­цей в три ме­сяца на двух круп­ней­ших фес­ти­валях — Бер­лин­ском и Канн­ском — выш­ли два филь­ма на схо­жую те­мати­ку. Пер­вый, о ко­тором речь пой­дёт ни­же, — «Про­щание с ночью» — снял ве­теран фран­цуз­ско­го ки­нема­тог­ра­фа Ан­дре Те­шине, дру­гой фильм — «Мо­лодой Ах­мед» — при­над­ле­жит ав­торс­тву бель­гий­цев брать­ев Дар­денн. Оба филь­ма рас­ска­зыва­ют ис­то­рии юно­шей, ста­нов­ле­ние ко­торых про­ис­хо­дило в обыч­ных свет­ских ев­ро­пей­ских семь­ях, но ко­торые в слож­ный этап сво­ей жиз­ни повс­тре­чали лю­дей, от­крыв­ших для них ис­лам в его ра­дикаль­ной фор­ме. Не­сом­ненно, вы­бор те­мы про­дик­то­ван со­быти­ями пос­ледних лет. Те­ракт в ре­дак­ции жур­на­ла Charlie Hebdo и пос­ле­ду­ющие те­рак­ты на тер­ри­тории Ев­ро­пы скор­ректи­рова­ли век­тор раз­ви­тия ев­ро­пей­ской ки­нема­тог­ра­фии, всё ча­ще фо­куси­ру­ющей­ся в XXI ве­ке на проб­ле­мах миг­рантов.

«Про­щание с ночью» (2019) — вось­мая сов­мес­тная кар­ти­на Ан­дре Те­шине и Кат­рин Де­нёв. Обе ле­ген­ды фран­цуз­ско­го ки­но­ис­кусс­тва бук­валь­но ду­ши не ча­ют друг в дру­ге, час­то пус­ка­ясь вмес­те в раз­но­го ро­да ки­нема­тог­ра­фичес­кие аван­тю­ры. В филь­мах Те­шине Де­нёв бы­ла лес­би­ян­кой и учи­телем фи­лосо­фии в од­ном ли­це, вла­дели­цей ка­зино, но­тари­усом, анес­те­зи­оло­гом и бог зна­ет кем, слов­но на­ходясь в бе­гах от зак­ре­пив­ше­гося за ней об­ра­за хо­лод­ной блон­динки. На этот раз "Grande dame du cinéma français" при­мери­ла на се­бя об­раз фер­мерши (Мю­ри­эль), раз­во­дящей ло­шадей в жи­вопис­ном мес­те на гра­нице с Ка­тало­ни­ей. Все дни Мю­ри­эль про­водит в ком­па­нии чет­ве­роно­гих дру­зей и на­ём­ных ра­бот­ни­ков. Её ти­хие буд­ни скра­шива­ет ожи­дание вну­ка (Алекс, Кей­си Мот­тет Кляйн).

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Алекс, тя­жело пе­режи­ва­ющий ги­бель ма­тери, про­ходит ре­аби­лита­цию в ту­луз­ской ле­чеб­ни­це. В пер­вый день вес­ны зна­ково­го 2015-го го­да Алекс воз­вра­ща­ет­ся на фер­му, что­бы на­вес­тить ба­буш­ку и свою де­вуш­ку-му­суль­ман­ку Ли­лу (Улайя Амам­ра). Юно­ша рас­ска­зыва­ет Мю­ри­эль о ско­ром отъ­ез­де в Ка­наду вмес­те с Ли­лой, где он буд­то бы на­шёл под­хо­дящую для се­бя ра­боту. Мю­ри­эль, то и де­ло под­ме­ча­ющая кар­ди­наль­ные пе­реме­ны в по­веде­нии вну­ка, на­чина­ет по­доз­ре­вать не­лад­ное. Алекс те­перь от­ка­зыва­ет­ся от бо­кала ви­на за ужи­ном, не про­водит но­чи с Ли­лой, а по­том и вов­се ока­зыва­ет­ся пой­ман­ным на ков­ри­ке за мо­лит­вой, вос­хва­ля­ющей Ал­ла­ха.

Те­ма вы­бора, ко­торую мы под­ме­тили ра­нее в дру­гом филь­ме фес­ти­валя «Фран­цуз­ские ка­нику­лы. Бар­хатный се­зон» ("Felicità" (2020)), яв­ля­ет­ся ак­ту­аль­ной и в этой ра­боте. Ге­рой про­ходит точ­ку не­воз­вра­та, ког­да при­нима­ет ре­шение «прос­тить­ся с ночью», уве­ровав в жизнь пос­ле смер­ти. Но не ме­нее важ­ный вы­бор пред­сто­ит сде­лать и ба­буш­ке ге­роя. Как спас­ти от не­мину­емой ка­тас­тро­фы са­мого близ­ко­го те­бе че­лове­ка, по­пав­ше­го в зат­рудни­тель­ное по­ложе­ние, но не осоз­на­юще­го это­го? Как пов­ли­ять на не­го? У ко­го про­сить по­мощи? Пе­реп­ро­бав все дос­тупные спо­собы, Мю­ри­эль при­ходит­ся пой­ти на «пре­датель­ство», ко­торое на­вер­ня­ка раз­ру­шит и без то­го хруп­кие родс­твен­ные узы. Братья Дар­денн смог­ли дать зри­телю да и об­щес­тву в це­лом ка­кую-ни­какую на­деж­ду, но Те­шине, глав­ный ге­рой ко­торо­го всё-та­ки стар­ше по воз­расту Ах­ме­да, вов­се ли­ша­ет её, ос­та­вив Мю­ри­эль не­зажи­ва­ющую ду­шев­ную ра­ну. Нес­мотря на вы­бор слож­ной те­мы, ре­жис­сё­ру уда­лось соз­дать на вы­ходе лю­бопыт­ную кар­ти­ну, ко­торая од­нознач­но не по­теря­ет ак­ту­аль­ность ещё дол­гое вре­мя. По­жела­ем ма­эс­тро и его му­зе здо­ровья и но­вых ин­те­рес­ных про­ек­тов!