Не знаю, как вы, а я в этот сложный год очень скучаю по свободному передвижению по Европе. Я очень люблю Италию, многократно бывал там и с особым теплом вспоминаю, что как-то, приехав в эту страну, целую неделю посвятил проживанию во Флоренции.
Потрясающее место. Помимо восторга от того, что это колыбель эпохи возрождения, я испытывал невероятные ощущения, даже когда просто пил воду из фонтанчика, из которого пили на рыночной площади люди 600 лет назад. В церкви Святого Креста есть надгробие драматурга Никколини, на котором стоит скульптура, с которой в последствии французами была создана гигантская статуя Свободы, подаренная ими США, да и много всего интересного. Не мудрено, что люди, попавшие в этот город, испытывают очень сильные чувства, соприкасаясь с предметами искусства.
В 19-м веке жил французский писатель, один из основоположников психологического романа – Мари-Анри Бейль, который стал известен благодаря псевдониму Стендаль. Он писал, что, выходя из вышеупомянутой церкви Санта Кроче, испытывал такое ощущение восторга от уведенных произведений искусства, что у него начиналось очень сильное сердцебиение, резкий упадок сил, и он чуть ли не обрушивался в обморок на пороге базилики.
⠀Главный врач одной из психиатрических больниц Флоренции в течение десяти лет наблюдала случаи необычного поведения некоторых туристов, которые становились пациентами этой клиники. Неадекватность поведения варьировалась от впадения в ступор перед предметом искусства до эйфории, когда пациент метался от экспоната к экспонату со странными радостными криками. Спектр таких переживаний мог приводить к галлюцинациям. Некоторые описывали ощущение включенности в сюжет картины и могли испытывать тревогу, страхи или ужас.
Грациэлла Магерини, так зовут этого доктора и профессора, наблюдала более 100 случаев этих симптомов, и было принято дать этому феномену имя того, чьи впечатления мы прочитали выше. Явление получило название Синдром Стендаля.
⠀Естественно, в силу того, что женщины более впечатлительны, они чаще подвержены воздействию этого синдрома. Интересно также отметить, что туристы из Азии и Северной Америки реже поддаются его воздействию из-за того, что их культурное наследие отличается от европейского. Ведь для того, чтобы впасть в подобное состояние, должны быть стерты границы между предметом искусства и личностью, персона должна испытывать безоговорочное доверие к созерцаемому экспонату.
Среди близких друзей этого явления можно отметить Парижский и Иерусалимский синдромы. Парижским синдромом часто страдают японские туристы. Имея в своих представлениях слишком романтизированный образ «города любви» и, сталкиваясь с грязными парижскими улицами и весьма неприветливыми и грубыми по меркам японской культуры парижанами, некоторые туристы впадают в состояние потери связи с самоощущением и реальностью, доходящее до острого бреда. Сродни этому и Иерусалимский синдром. Оказавшись в этом городе, проходя по Виа Долороза (в переводе – “путь скорби”, улица, по которой, согласно преданию, вели на распятие Христа), некоторые паломники и гости города могут впадать в экзальтацию, воображать, что они наделены божественной силой, воспроизводить бред мессианства. Это относительно редкое, но все же встречающееся явление.
Подытоживая заметку, хочу пожелать всем нам скорейшего преодоления любых проблем, связанных со свободой передвижения. Будь то волны респираторных заболеваний, финансовые затруднения или другие осложнения. Всем радости, хорошего настроения и сильных впечатлений, не приводящих на прием к местному психиатру!