Найти тему
Слово у Бога

Загробная участь человека в притче о богаче и Лазаре

Вопрос о существовании ада и рая, их устроении и возможности пребывания в них человека, во все времена вызывали, и по сей день вызывают большой интерес. Много противоречивых мнений существует в отношении вечных мучений и вечного блаженства, одни полагают, что вечные мучения грешников в аду никогда не прекратятся, другие верят и надеются, что ад и мучения в нем в конце человеческой истории будут упразднены. Последний враг человека, который есть смерть, по слову Писания, в конечном счете, будет истреблен, а значит и сам грех будет побежден в человеке. Ведь если греха не станет, то и возмездие за грех будет излишним. В Писании существует множество мест, где в той или иной форме освещаются все эти вопросы. Одним из них является притча о богаче и Лазаре, пользующаяся большой популярностью у христиан, приведенная в Евангелии от Луки, в шестнадцатой главе.

В этой притче говорится о некотором богатом человеке, который роскошно одевался, и пиршествовал блистательно. И о нищем, именем Лазарь, который лежал у ворот богача весь изъязвленный, в гнойных ранах. Бедняка здесь Господь называет по имени: "...Был также некоторый нищий, именем Лазарь..." (Лк. 16,20) , а вот богатого выставляет безымянным: "Некоторый человек был богат" (Лк. 16,19) Потому что имя этого нищего написано на небесах, а богатый не достоин даже именоваться пред Богом, как и сказано в девятом псалме, что погиб нечестивый и имя его изгладил Господь навек, и во век века (Пс. 9,6) и в другом месте: «не помяну имен их устами моими» (Пс. 15, 4)

Совершенная безучастность богача по отношению к нищему Лазарю не позволила ему получить в лютый и прискорбный день его смерти избавление от адских страданий. Ведь пророк называет блаженным помышляющего о нищем и убогом, в день его смерти, когда постигнет его бедствие, избавит его Господь. Он сохранит его и оживит его, и ублажит его, Он поможет ему на ложе страдания его, всё ложе Господь изменит во время болезни его (Пс. 40,2-4)

-2

Богач же каждый день пресыщался изысканной пищей, стол его был полон различных дорогих блюд, он пиршествовал блистательно. Лазарь же желал насытиться крошками, которые падали со стола богача. Богач будучи в здоровом теле блистал обличенный в дорогие красивые одежды, а изъязвленный в гное Лазарь, был одет в разорванные испачканные и смрадные лохмотья. Богач восседал в славе перед своим окружением множества гостей и слуг, а презренный Лазарь лежал на земле у ворот его, и желал насытиться от крупиц со стола богача, но и приходящие псы облизывали раны его и Лазарь не в силах был их отогнать.

Где же на самом деле происходят события, после смерти богача и Лазаря, описанные в этой притче? Нередко можно встретить мнение, что говорится в ней об аде и о рае, будто бы богач пребывал в аду, а лоно Авраама, на котором утешался от земных страданий Лазарь, находилось в раю, и богач хотел попасть в рай, но Авраам сказал ему, что из ада в рай не переходят. На самом же деле, в этой притче нет ни слова о рае. Ведь богач, будучи в муках, в аде увидел вдали лоно Авраама. Но возможно ли было грешному богачу из ада увидеть рай? Не возможно, ведь Сам Христос сказал в ночной беседе Никодиму, что если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3,3) Богач несомненно не мог на тот момент иметь рождение свыше, поэтому он не мог видеть рай, но он видел лоно Авраама. А это значит, что на тот момент лоно Авраама не могло быть в раю. Ведь ясно сказано, что богач в аде, будучи в муках, поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лк. 16,23) Здесь говорится не о рае, который до Крестной смерти и славного воскресения Иисуса Христа был "закрыт" для всего рода человеческого. Ведь Бог изгнал Адама из рая, поставив на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным обращающемся мечем, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3,24) И с тех пор, никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3,13) Так и Лазарь на лоне Авраама не блаженствовал, а утешался от земных страданий (Лк. 16,25). Ведь утешаться не значит блаженствовать, но и не значит страдать. Мы же знаем, что в раю блаженствуют, а в аду страдают, утешаются же вероятно где то в ином месте, между раем и адом - в верхних слоях преисподней.

-3

Нищий Лазарь умер первым, и был отнесен на Лоно Авраама, о его похоронах ничего не сказано, о нем позаботились Ангелы Божьи, а богача похоронили, о нем (его бездыханном теле) позаботились люди. Так и написано: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его" (Еккл. 12,7) Когда человек умирает, то дух его возвращается к Богу, как и Лазарь был отнесен Ангелами на лоно Авраама, а его бездыханное тело возвращается в землю и превращается в прах, как и богач был похоронен. И вот там, где сокровище, к которому человек прилепился при жизни, и чем жил, будет его сердце. Или соединившись со своим духом на небе, или со своей плотью в земле (Ин. 3,6) Христос обновил человеческий дух в Самом Себе, вознеся все лоно Авраама из преисподней на небо. Он приял нищего и больного Лазаря, и исцелил его, как исцелял многих прокаженных и сгорбленных.

И вот, богач просит Авраама, чтобы тот послал Лазаря к нему, омочив свой палец в воде и прохладил язык его, потому что он мучается в адском пламени. Здесь стоит обратить внимание на некоторые интересные детали беседы богача с Авраамом: во первых, почему бы богачу не попросить Лазаря напрямую, чтобы тот явил милость, пришёл и прохладил язык его; во вторых, почему богач не попросил просто воду, чтобы утолить свою жажду, а просит Лазаря прийти с омоченным в воде пальцем. Как это бы выглядело, если Лазарь и впрямь сошёл бы в ад к богачу и прикоснулся своим мокрым пальцем до его языка? Велика ли была бы от этого польза изнемогающему от жажды в адском пламени богачу? Наверное нет, но это ещё раз подчёркивает всю лютость страданий, претерпеваемых богачем в аду, что даже такой, казалось бы, пустяк - прикосновение омаченного в воде пальца Лазаря к языку богача, мог доставить ему некое облегчение.

Вызывает так же интерес сказанное Авраамом богачу, в ответ на его просьбу отправить Лазаря к нему в ад: "и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк. 16,24) Великая пропасть, о которой говорит Авраам препятствовала хотящим перейти с его лона в ад и обратно. Так кто же такие эти хотящие по своей воле покинуть лоно Авраама являющееся местом утешений, перейдя в ад, который есть место страданий? Безусловно, речь здесь идёт о Лазаре. Именно он хотел перейти к богачу и прохладить его язык, так же и Богач желал перейти к Лазарю. Но сделать они этого сами не могли, по причине великой пропасти пролегающей между ними. Поэтому то, богач обращается непосредственно к Аврааму, в надежде, что он сможет каким-то образом помочь им преодолеть эту пропасть.

Богач ведёт здесь себя так, как будто у него нет рук и пальцев, а иначе он сам смог бы омочить свой палец, не прибегая к помощи Лазаря.

Сокровенный смысл в притче о богаче и Лазаре

Притча эта, как и все притчи в Писании имеет свой сокровенный смысл, ведь не следует останавливаться только лишь на видимом и буквальном понимании той или иной притчи, как это бывает со внешним (Мк. 4,11) но необходимо постоянно углубляться, переходя от внешнего видимого к внутреннему и сокровенному, чтобы получить познание тайн Царствия Божия.

Итак, человек состоит из духа души и тела (1 Сол. 5,23) Апостол Павел в своих посланиях под греховной плотью разумеет не сколько тело как таковое, а сколько плотскую душу. Макарий Египетский называет плоть душой в подобии плоти, а дух - душой в подобии духа. Эти две души, в иудаизме называются душой верхней (высшей) и нижней (низшей). И Апостол Иаков призывает грешников, чтобы мы исправили сердца двоедушные (Иак. 4,8) Так, в Писании эти две души образно названы мелющими в жерновах: "Две мелющие в жерновах..." (Мф. 24,41) одна из которых возьмётся, а другая оставится. Так же сказано, что никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу (Втор. 24,6)

Богач есть прообраз человека плотского, или плотской души, а Лазарь его духа, или души в подобии духа. Врата, у которых лежал Лазарь, есть вход в человеческое сердце, образно в Писании оно называется так же городскими вратами, в которые было запрещено входить людям, изъязвленным проказой (Лев. 13,46; 4 Цар. 7,3) Человек в этом мире живет преимущественно плотью, а духом своим, который дал ему Бог, он пренебрегает (Быт. 6,3) Люди заботятся о своей плоти, они ее одевают, обувают, моют, лечат, украшают... Что только не придумано для этого людьми за все время их существования. Плоть вожделенна и драгоценна для человека, он прилепившись к ней действительно пиршествует блистательно как богач, не взирая на дух, который оставлен человеком вне самого себя и своего сердца, он уничижен и изъязвлен, голоден и страдает. Дух в Писании образно так же называется полем, не проливаемое дождем (Духом Божьим) и которое по этой причине сделалось бесплодным, подобным пустыне. Так же дух является одеждой души, а тело одеждой души и духа. (Мф. 6,25) Вот и Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? (Мф. 22,11-12)

Богач прилепился к плоти и жил всю свою жизнь по плоти, он истратил все свое драгоценное богатство на блистательные пиршества, получая доброе свое для своей плоти во все дни жизни своей, оставляя все злое своему нищему и убогому духу. Человек или лучше человеческое сердце может жить по плоти или по духу. Прилепившись к плоти человек от рождения становится плотью (плотской душой), а прилепившись к духу от рождения свыше он становится духом (душой в подобии духа), как и написано: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3,6) Греховная плоть есть блудница, которая беззаконно соединяется с духом мира сего (1 Кор. 6,16-17) Поэтому человек плотской, рождаясь первым своим рождением от земли (то есть от человека) имеет имя, нареченное на его плоти (Пс. 48,12) которое не написано в книге жизни. А вот, когда человек рождается в крещении свыше от воды и Духа, в нем рождается так называемый внутренний человек, имя которого написано на небесах еще прежде века. Если живешь по духу, значит имеешь имя на небесах, если по плоти, значит, имя это как бы изглаживается и на его месте появляется иное имя.

Человек имеет свое сокровища в самом себе - это плоть и дух, а вот какое сокровище он изберет, зависит только от него самого, ведь написано: "...где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Лк. 12,34) Он подобен сосуду, в котором содержимое определяет его. Вот если сосуд из золота или серебра или фарфора стоит в туалете и вливается в него всякая нечистота, то по своему содержимому он и будет называться вне зависимости от материала, из которого он изготовлен. Такой сосуд никогда не поставят на праздничный стол перед царем. Но если этот сосуд отмыть как следует и влить в него хорошее новое вино, то он по своему достоинству будет радовать всех своим видом и вкусом на праздничном столе. Таким образом, место пребывания человека зависит от его внутреннего содержимого. Чтобы пребывать на небе, нужно заполнить себя небом, а чтобы пребывать в земле или под землей, достаточно наполнить себя землей.

Разве мы не знаем, что храм Божий - это мы (1 Кор. 3,16-17), мы дом Его и созданы, чтобы быть престолом и местом покоя Его. Который на небе, а не на земле. Но человек, созданный от земли и возведенный Богом на небо сделался вновь землей, возвратившись туда, откуда он был взят. Где же построим мы дом для Господа? Спрашивает Он через пророка (Ис. 66,1) к чему или Кому прилепимся, где и Кем станем жить, землей или небом, по плоти или по духу? Благодарение Господу что Он ради нас будучи истинным светом сошел во тьму человеческой плоти со Своих высочайших небес, преклонив их и тьма не объяла Его. Бог явился во плоти и творение с Творцом сделалось едино. Господь прославил святое место Свое, возведя человека на небо, Он положил всех врагов в человеке (Пс. 109,1) сделал подножие ног Своих вновь престолом вечной славы Своей (Ис. 60,13) Так и Лазарь, прообраз духа, лежал на земле, которой сделался человек. Он страдая получал от земной жизни все злое а богач, прообраз плоти все доброе, ведь одно и то же для одного было злым и мучительным, а для другого добрым и вожделенным.

И вот, за пределами земной жизни, в аде, куда попал богач, не стало ни блистательных пиров, под которыми стоит понимать различные плотские утешения, в которых сама душа становится как бы пищей или угощением для греховной плоти человека, которая пожирает ее целиком, обращая все попечение ее по направлению к себе. Не стало и его здорового и красивого тела, образно названного здесь красивыми одеждами: царской мантией - порфирой и драгоценной тканью - виссоном. Ибо сказано: Душа не больше ли пищи, и тело одежды (Мф. 6,25) Таким образом, и крошки, падающие со стола богача есть как бы частички души, которыми желал напитаться Лазарь. Приходили и псы, желавшие напитаться этими же крошками, падающими со стола господ (Мф.15,25-27) но видя гной, сочившийся из ран Лазаря, они лизали его.

До Христа душа была как бы поглощаема плотью, она и стала плотью прилепившись к ней. А дух был уничижен, отвержен и как бы забыт за воротами человеческого сердца подобно Лазарю. Своей праздной и беспечной жизнью богач уязвлял самого себя, свою душу, не понимая этого, потому что жил по плоти, а не по духу. В таком состоянии ум человека, который пребывает в сердце, помрачается, это око души как бы закрывается и человек становится духовно слепым и глухим.

Когда дух богача разлучился с его телом, быв забранным у него Богом и Ангел отнес Лазаря на лоно Авраама, тогда богач стал "жить" своей плотской душой, не имеющей жизненной силы. Он как бы остался без рук и ног, недвижимым и мертвым. Тогда возопил он к Аврааму, увидев на лоне его свою частичку, отделенную от самого себя. Ведь богач еще при земной жизни пожелал отделить свою душу от жизни вечной. Таким образом, при жизни плоть получала все доброе, а дух страдал, после смерти дух получил утешение, а плоть страдания.

Стоит так же заметить, что раны на теле Лазаря появились не сами собой, скорее всего окружение богача обижало его. Поэтому пришел Господь за богачем в день, который он не ждал, и в час, который он не думал, и рассек его пополам, отняв у него дух, а часть его (сердце прилепленное к плоти) положил с неверными во аде, где плач и скрежет зубов. Таким образом богач, будучи прахом и землей возвратился в землю, а дух возвратился к Богу, на лоно Авраама.