Охранное освещение. Эволюция
Важное значение охранного освещения настолько очевидно и не подлежит сомнению, что долгое время эта тема была лишена какой-либо конкретики. В нормативной документации существительное «освещение» использовалось в значении «наличие на каком-либо участке пространства света в той или иной степени». Руководящие документы и СНиПы, не считая нужным давать определение термину «охранное освещение» (в лучшем случае пояснив, что это одна из разновидностей искусственного освещения), формулировали требования к охранному освещению. Эти требования предусматривали необходимость создания охранного освещения вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время, позволяющего человеку (охраннику, сторожу) своими глазами увидеть то, что происходит на охраняемом объекте. Это требование сохранилось до сих пор и с незначительными изменениями кочует из документа в документ: «Освещенность должна быть не менее 0,5 лк на уровне земли в горизонтальной плоскости или на уровне 0,5 м от земли на одной стороне вертикальной плоскости, перпендикулярной к линии границы».
Появление и развитие технических средств охраны, и в первую очередь, систем видеонаблюдения и защиты периметра, повысило внимание к охранному освещению. Уже в РД 78.143-92 «Системы и комплексы охранной сигнализации. Нормы проектирования» охранное освещение классифицируется как инженерно-техническое мероприятие, т.е. слово «освещение» употребляется в значении «процесс, благодаря которому пространство наполняется светом». Сформулированное выше требование к минимальному уровню освещенности в 0,5 лм дополнилось обязательностью сплошной полосы с равномерным освещением, автоматического или ручного включения освещения на участке периметра или всем периметре охраняемого объекта.
Требованиям к системам охранного освещения установлены:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»;
- Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. № 993 «Об утверждении Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса».
Понятие «система охранного освещения» (СОО) было введено в ГОСТ Р 52860-2007 «Технические средства физической защиты. Общие технические требования» и с этого времени, уже в ранге системы, требования к охранному освещению постоянно расширяются и детализируются: уточняются габариты зон охранного освещения, состав системы, требования к наличию дежурного и тревожного режимов освещения и т.д.
Система охранного освещения «Заря»
Система охранного освещения «Заря» удовлетворяет всем базовым требованиям, предъявляемым к СОО действующими нормативными документами:
СОО «Заря» включает в свой состав осветительные приборы (светильники «Заря-С») и аппаратуру управления (контроллеры «Заря-КЛС») и обеспечивает равномерную (неравномерность < 10дБ) освещенность в контролируемых зонах. Система обеспечивает организацию основного/дежурного и дополнительного/тревожного освещения. Управление системой охранного освещения возможно как в ручном, так и в автоматическом режиме, система освещения может автоматически включаться в темное время суток по сигналу от фотодатчика и т.п.
Индивидуальное адресное управление режимами излучения светильников позволяет реализовывать нетривиальные алгоритмы работы системы. Например, чаще всего «тревожный режим» воспринимается как включение светильника или группы светильников на 100% свечения. Но не всегда улучшение эксплуатационных качеств системы охранного теленаблюдения (основное назначение «тревожного режима») достигается повышением освещенности. К примеру, в случае применения приборов ночного видения включение «тревожного режима» может осуществляться выключением светильников!
Но даже тогда, когда от системы охранного освещения не требуется ничего сверхъестественного и можно выбрать техническое решение попроще, в пользу выбора системы «Заря» есть три важных «ЗА», которые сделают систему освещения более надежной и экономичной.
Широкая номенклатура кронштейнов и узлов крепления для светильников
Нормативная документация допускает установку светильников охранного освещения на основном ограждении, на отдельных опоры, стенах зданий, являющихся частью внешнего периметра охраняемого объекта. Для всех возможных вариантов установки светильников (кроме, пожалуй, подвесного крепления на тросах) в СОО «Заря» предлагается грамотно спроектированный и изготовленный крепеж. Номенклатура кронштейнов и узлов «Заря» включает в себя узлы крепления для одиночного светильника и двух светильников, монтажные скобы для крепления светильника с углом наклона к горизонту 0° и15°, кронштейны для крепления светильников на бетонное ограждение, на столбы ограждения, стены зданий с регулировкой наклона к горизонту в широком диапазоне углов. Для систем освещения территорий, на которые затруднен доступ спецтехники, — режимные объекты, горнолыжные склоны, железнодорожные платформы, национальные парки и т.п. — предусмотрена складная опора «Заря-К-15». На такую складную опору высотой 4–8 м кроме светильника могут быть установлены кронштейны для монтажа дополнительного оборудования — ИК подсветки, видеокамер, громкоговорителей.
Постоянный индивидуальный контроль состояния светильников
Автоматический контроль исправности технических средств для системы охранного освещения, на первый взгляд, функция избыточная: отказ светильника/группы светильников легко выявляется во время патрулирования территории или дистанционно средствами системы видеонаблюдения. К сожалению, в таком случае отказ системы освещения может быть обнаружен только с наступлением темного времени суток, а это влечет увеличение времени простоя системы или дополнительные издержки, связанные с выставлением дополнительных постов охраны и/или проведением аварийно-восстановительных работ в ночное время.
В СОО «Заря» предусмотрен постоянный адресный контроль состояния светильников; в любой момент времени для каждого светильника в системе доступна информация о его режиме работы («Выключен», «Дежурный режим», «Тревожный режим») и возможной неисправности («Отказ светодиодной линейки», «Сбой микропрограммы», «Нарушение связи», «Перегрев»). То есть в системе «Заря» оперативно выявляются не только отказ светильника (в том числе и в светлое время суток при выключенном излучении), но и предотказные состояния — система способна обнаружить светильник, еще не вышедший из строя, но ресурс которого уже исчерпан. Сократить время, необходимое на восстановление бесперебойного освещения, помогает и возможность протоколирования результатов самодиагностики светильников СОО «Заря».
Высокая энергоэффективность
Совокупная стоимость владения системой освещения зависит не только от начальной стоимости оборудования и затрат на монтаж и обслуживание. Эксплуатация системы освещения влечет за собой расходы на оплату электроэнергии за освещение и расходы значительные. Информация о стоимости электроэнергии именно на охранное освещение в открытых источниках не публикуется, но такие цифры, как:
- город Сургут тратит на оплату электроэнергии городского освещения порядка 50 млн рублей в год;
- расходы дорожного фонда Департамента автомобильных дорог Ульяновской области на оплату электроэнергии за освещение дорог и мостов на автодорогах регионального и межмуниципального значения — 15 млн рублей в год — позволяют получить представление, о каких суммах в счетах за электроэнергию на освещение может идти речь.
Система «Заря» — энергоэффективное решение для создания охранного освещения.
Во-первых, светодиодные светильники «Заря», как и большинство LED-светильников, характеризуется низкой потребляемой мощностью, что дает экономию уже на этапе получения разрешения на мощность и подключения к электросетям.
Во-вторых, сами светодиодные светильники «Заря» характеризуются высокой световой отдачей. Этот показатель эффективности и экономичности источника света для светильника «Заря-С» равен 130 лм/Вт.
В-третьих, индивидуальное адресное управление режимами излучения позволяет формировать зоны с различным достаточным уровнем освещенности и добиваться максимальной экономии электроэнергии.
Запросить типовой проект охранного освещения https://bit.ly/3jmgRd9