Найти в Дзене
ЛенТВ24

На Северо-Западе орудуют «чёрные копатели», нелегально сбывающие ценные артефакты

В Ленинградской области и Карелии «черные копатели» уничтожили уже 4/5 памятников археологии.

фото: pixabay.com
фото: pixabay.com

На Северо-Западе орудуют "чёрные копатели", нелегально сбывающие ценные артефакты. Самодеятельные поисковики ищут исторические предметы на археологических объектах, не имея на то официального разрешения, тем самым нанося непоправимый ущерб памятникам археологии. Курганы безжалостно раскапывают экскаваторы, а найденные древности выставляют на продажу в интернете.

Как рассказал ЛенТВ24 старший научный сотрудник отдела археологии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Станислав Бельский, за последние 10 лет на территории Ленинградской области и Карелии "черные копатели" уничтожили уже 4/5 памятников археологии.

По крайней мере на тех территориях, где я занимаюсь это Карелия и Ленинградская область, не две трети, а четыре пятых памятников сейчас полностью уничтожено. Это произошло за последние лет 5-10. Несмотря на ужесточение законодательство, на бумаге произошедшее. Периодически появляются в основном в южных регионах, возникают судебные дела, решения. К сожалению, Северо-Запад остается в стороне от этого. И ни одного административного дела, способного повлиять на ситуацию, нет.

Станислав Бельский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологии Музея антропологии и этнографии им. Петра ВеликогоРАН

фото: pixabay.com
фото: pixabay.com

Из-за деятельности кладоискателей стирается история. Науку лишают возможности восстановить многие страницы различных эпох. При этом археологи остаются бесправны и беззащитны — законы есть, но их исполнение хромает.

Мы практически теряем все первое тысячелетие нашей эры. От рубежа эр, до конца первого тысячелетия. Скажем, начиная с 9-10 века мы знаем эти древности и по находкам в курганных могильниках и по поселениям, например в Старой Ладоге. То, что было раньше, мы могли узнать по раскопкам каменных могильников, большинство которых уничтожено.
Борис Короткевич, старший научный сотрудник ФГБУК "Государственный Эрмитаж"
фото: pixabay.com
фото: pixabay.com

Поиском по печатным и архивным источникам занимаются архивщики. Они и снабжают информацией самих копателей. Некоторые ценные артефакты сбывают в другие страны. В этом задействованы целые организованные группировки. А вещи, которые им не интересны — заржавевшие наконечники стрел, обломки украшений, представляющие ценность для археологов, — отправляют в отвал.

Я даже знаю фамилию, имя, отчество. Но что с ним сделать? Он мне некоторые вещи отдал. Показал место, где взял, и отдал. Потому что это был металл, он не сумел его спровадить. Но зато следующую партию, уникальное навершие меча, он стал утверждать, что продал в Швецию. Я в это не поверила, но мне сказали, что не он продал, а через перекупщиков. Шикарное навершие меча. Но он мне хотя бы фотографию оставил.
Светлана Кочуркина, заведующая сектором археологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН
фото: pixabay.com
фото: pixabay.com

Если с преступной деятельностью не будут бороться, то России грозит потеря основной части археологического достояния. Одно из свежих предложений по борьбе с "черными копателями": поставить на учет каждого муниципалитета археологические памятники, находящиеся на его территории, чтобы местные власти следили за сохранностью.