Сказка – это серьёзно

1,6K прочитали

При слове «сказка» сразу вспоминаются небольшие рассказики для детей. И читают их взрослые исключительно для своих малышей, а просто для себя читать сказки – это как-то несерьёзно. Однако это расхожее мнение неверно. Сказка – это вполне серьёзно, о чём свидетельствуют многочисленные исследования солидных учёных.

При слове «сказка» сразу вспоминаются небольшие рассказики для детей. И читают их взрослые исключительно для своих малышей, а просто для себя читать сказки – это как-то несерьёзно.

Сказка – один из древнейших литературных жанров. Причём, это не только продукт устного народного творчества, есть еще и авторская сказка, которая строится по своим специфическим законам, имеющимся у любого солидного жанра.

Что такое сказка

До недавнего времени определение сказке дать было несложно, но потом появился жанр фэнтези, и всё запуталось. Теперь поклонники и противники этого жанра яростно спорят об отношениях сказки и фэнтези. Впрочем, разберёмся по порядку.

Классическая сказка

Самое простое определение сказки сводится к тому, что это небольшое фольклорное произведение с вымышленным миром, сюжетом, героями и событиями, которые далеки от реалистичных. В сказке могут в той или иной степени присутствовать волшебство и сверхъестественное. А могут и не присутствовать.

Но есть нечто, объединяющее все сказки – в них обязательно рассказывается о том, чего не может быть в реальности. В сказках могут присутствовать фантастические существа, наделённые сверхъестественными способностями, например, Змей Горыныч, Баба-Яга, тролли, гномы и т. д. А могут действовать обычные звери, но умеющие говорить и наделённые качествами, присущими людям. Есть два признака сказки, которые я бы назвала основными.

  1. Условность. Все события происходят в условном мире (в некотором царстве), в условном времени (давным-давно; однажды; жили-были), с условными героями (дед да баба, мужик, царь, Иван-царевич, лиса, медведь и т. д.).
  2. Иррациональность. Отсутствие каких бы то ни было законов и логики. В сказке всё происходит просто так. События и герои не подчиняются ни реальным (физическим и социальным) законам, ни внутренним законам сказки. Их вообще нет. Деревянная кукла просто оживает и ведёт себя, как человек, звери разговаривают, избушка на куриных ногах бегает, ступа летает и т. д. Боярская и купеческая дочери с радостью выходят замуж за крестьянских сыновей, не говоря уже о принцессе, которая вообще дурака выбирает. И это никак не объясняется, даже наличием магии или сверхспособностями. Просто так происходит. Это же сказка.
Художник Иван Билибин
Художник Иван Билибин

Классические сказки родом из мифов, во всяком случае, большинство из них. А мифы — древнейшая форма сознания человека, они содержали знания о мире в том виде, в котором их было легче понять людям, с ещё неразвитым рациональным сознанием и образным (а не логическим) мышлением. Затем это сознание и логическое мышление сформировались, и мифы превратились в сказки или в религию. Но это тема для отдельного разговора.

Здесь только отмечу, что такая ориентация на образное и нерациональное мышление и превратила сказки в детское чтиво. Раньше они на детей рассчитаны не были, но потом адаптировались к этой аудитории, утратив многие сюжеты и детали.

А от мифов у сказок осталась мораль. То есть сказки всегда отвечают на какой-то вопрос – житейский, философский, познавательный. Они объясняют возникновение тех или иных явлений, советуют как себя вести, предостерегают. И это тоже сделало сказки удобным детским жанром.

"Сказочный корабль". Художник-иллюстратор Александр Янссон
"Сказочный корабль". Художник-иллюстратор Александр Янссон

Литературная сказка

Наряду с анонимной народной сказкой, есть и авторская или литературная. Когда-то она родилась из литературной обработки народных преданий, но потом появились и вполне самостоятельные произведения. Но в любом случае авторские сказки (если это именно сказки) сохраняют главные признаки классических: условность и иррациональность.

В таких сказках, если действие и начинается в обычном мире, то оно быстро переносится в сказочную реальность, где возможно все и ничто не требует объяснений и доказательств. Это же сказка. «Буратино» А. Толстого и «Чиполлино» Дж. Родари, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

Волшебство в таких сказках присутствует, но оно часть мира сказки и не является чем-то сверхъестественным. Но, с другой стороны, события в них не подчиняется никаким законам. Случается то, что случается. Как щука может не только говорить, но и наделить человека способностью получать желаемое по одному своему слову? Это классическая сказка. Но вспомните «Баранкин, будь человеком» В. Медведева: «Вот я, вот я превращаюсь в воробья». И всё. Этого достаточно, чтобы человек превратился в воробья, муравья или любое другое существо. В сказке всё может быть и ничего не требует объяснений.

Правда, понимание термина «сказка» в западном литературоведении несколько иное. Fairy tale, что переводится как «сказка» — это волшебные рассказы о гномах, Санта-Клаусе и т. д. Но, например, «Волшебник страны Оз» или «Питер Пэн» относятся к фэнтези.

"Гарри Поттер". Художник Джим Кейт.
"Гарри Поттер". Художник Джим Кейт.

Сказки и фэнтези: в чём их различие

Я над этим вопросом думала и пришла к выводу, что чётких признаков, разграничивающих эти два жанра, нет, хотя происхождение у них разное, отсюда и отличия.

  • Сказка родилась из фольклора и восходит к мифам. Поэтому она стихийна и алогична.
  • Фэнтези – это разновидность фантастики, поджанр, где в качестве фантдопущения фигурирует, например, не способность перемещаться в гиперпространстве с помощью квантового двигателя, а способность управлять стихиями с помощью магии.

Но выделившись из фантастики в самостоятельный жанр, фэнтези очень быстро нашла себе напарницу-подружку – волшебную сказку. И незаметно ассимилировала её, причём слияние иногда настолько плотное, что разграничить теперь эти два жанра сложно.

Я бы в качестве главного отличия выделила следующее: в фэнтези от фантастики осталась любовь к логике и рационализации. В хорошем, качественном фэнтези всегда есть законы магии, которые соблюдаются героями. Их нарушение приводит к неприятным последствиям, а действовать в обход их невозможно. То есть если магическая сила – это некий внутренний ресурс человека, то он может истощаться, и бесконечно колдовать нельзя; эту силу можно утратить или приобрести. Если магическая сила – дар одной из стихий, то маг огня управлять ветром или водой не может. И так далее.

Художник-иллюстратор Тристан Элвелл
Художник-иллюстратор Тристан Элвелл

Подобный подход делает фэнтези если и не реалистичной, то более рациональной, чем сказка, и адаптированной к взрослому восприятию.

Но, в фэнтези всё же больше от сказки, чем от научной фантастики. И это, я считаю, не является её недостатком. Взрослые тоже нуждаются в сказках, как бы они это ни пытались скрыть. Вот как-то так. Если вы нашли какие-то ещё отличия фэнтези от сказки, то пишите о них в комментариях. И, возможно, вас заинтересуют ещё и другие статьи на близкие темы.

"Что такое фантдопущение"

"Фэнтези: обзор направлений и видов"

"В чем секрет популярности фэнтези"

"Фантастика и фэнтези: различия и сходство жанров"