Найти в Дзене
Газета 1912 г.

Несчастливая звезда капитана Смита с "Титаника". Очерк из газеты 1912 г.

Оглавление

Опытный моряк, капитан Смит, вел гигантский пароход к берегам Америки. Смит к тому времени уже 35 лет состоял на службе компании "White Star" и считался очень искусным и знающим капитаном. Но, как говорят газеты, он родился под несчастливой звездой: он командовал другим пароходом той же компании - "Олимпик", когда последний едва не погиб, столкнувшись с английским крейсером. Но так как никакой вины за ним в данном случае не было, то Общество, желая выразить свое доверие Смиту, вверило ему самое драгоценное свое детище - "Титаник".

                              Капитан "Титаника" - Эдвард Джон Смит
Капитан "Титаника" - Эдвард Джон Смит

Но капитан Смит геройски заплатил смертью за гибель "Титаника". Главный же виновник катастрофы Исмей, позорно спасся. Исмей был председателем совета пароходной компании. Он прекрасно знал об опасных льдинах, но требовал кратчайшего пути и большой скорости, чтобы "побить рекорд быстроты".

Смита неоднократно предупреждали об опасности встречные пароходы. Вышедшие из той же Англии другие пароходы, в виду этой опасности, брали более южный, хотя и более дальний курс. Но Смит не смел ослушаться своего начальства - и погубил и себя, и корабль, и пассажиров.

Причины столкновения "Титаника" со льдиной.

Что касается причин катастрофы, то, по заявлению спасшихся пассажиров, несчастие произошло от столкновения "Титаника" с одной из ледяных гор.

Ледяные горы, которые встречаются весною и осенью в св. части Атлантического океана.
Ледяные горы, которые встречаются весною и осенью в св. части Атлантического океана.

Можно вообразить, каково будет действие столкновения, когда на такую ледяную громаду несется гигантское судно со скоростью 33 верст в час! Ведь, сила удара есть произведение массы на скорость. Какой же удар при такой скорости должно испытать судно, вроде "Титаника", водоизмещением в 46 000 тонн! Слепая природа еще раз восторжествовала над всеми ухищрениями человеческого ума.

Роковое столкновение с ледяной глыбой ощущалось очень разно на гигантском "Титанике". В то время, как одни пассажиры говорят о сильном треске, другие почувствовали столь незначительный толчок, что даже не обратили на него внимания. Во всяком случае никто на первых порах, за исключением, видимо, капитана и еще некоторых служащих, не отдавал себе ясного отчета в серьезности произошедшего.

                                       Последовательные моменты гибели "Титаника"
Последовательные моменты гибели "Титаника"

Героизм капитана Смита

Все рассказы спасенных одинаково отмечают героизм и спокойствие престарелого Смита, который сумел сохранить до конца полную дисциплину среди своих подчиненных, и, пока не был сметен волнами, громко кричал в рупор: "Господа, покажите себя настоящими бритами". Несомненно, были попытки со стороны некоторых пассажиров спасаться в шлюпки, тесня и отстраняя женщин и детей. Но офицеры экипажа и часть пассажиров составили цепь, охраняя посадку в шлюпки. Пришлось даже произвести несколько выстрелов, чтобы оттеснить наседавшую толпу.

Шлюпки, хотя и очень полные, все же спасли многих бросившихся в воду пассажиров, но, разумеется, не могли принять всех, кто просил о помощи. Но был и один обратный случай: шлюпка хотела спасти человека, который сам отказался от жизни. Человек этот - капитан Смит. Рассказывают, что его видели в борьбе с волнами и предложили место в шлюпке. Смит будто бы бросил в ответ на это в шлюпку меленького ребенка, которого держал в руках, а сам поплыл в другую сторону, чтобы кому-то помочь.

Вот так описывают неоднозначную фигуру капитана Смита газеты 1912 г., выпущенные в России. Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о жизни дореволюционной России и мира в 1912 г, по подписывайте на канал Газета 1912 г. и поставьте лайк автору статьи. Автор подбирает для вас настоящие статьи из газеты 1912 г и интерпретирует на современный русский язык!

См. так же интересные статьи:

Справочная информация и фото взяты из иллюстрированного журнала науки, искусства и литературы "Природа и люди" от 31 мая 1912 г.