Найти тему
РетроДвиж

Двигатели самолетов в автомобилях 1900-1930гг.

В начале 20го века, максимальные обороты автомобильных двигателей внутреннего сгорания были достаточно скромными и редко достигали значения более 3000 оборотов в минуту. Исходя из этого наиболее простым путем увеличением мощности двигателя являлось увеличение его рабочего объема. В начале 20 века, для того чтобы достичь мощности в скромные 100 л.с., инженеры вынуждены были создавать двигатели с чудовищным по современным меркам объемом. Установить такой большой двигатель в автомобиль было непростой задачей, но все же это было вполне возможно. Так же в то время существовал большой выбор авиационных двигателей с жидкостным охлаждением. Совокупность вышеприведенных факторов подтолкнула изобретателей к адаптации авиационных двигателей для автомобильного использования.

До Первой мировой войны

Множество Европейских производителей того времени, таких как Hispano-Suiza, Renault, и Rolls-Royce экспериментировали с авиадвигателями в автомобилях, особенно среди них выделялся Fiat который выпустил возможно самый первый подобный автомобиль в 1910. Fiat Tipo S76 сразу же получил прозвище "Зверь Турина". Автомобиль основывался на шасси Фиата 1907-1908 и 4х цилиндрового двигателя Tipo S76DA, устанавливаемого на дирижабли, с рабочим объемом 28.4 литра и мощностью 290 л.с. при 1900 об/мин.

Beast of Turin в 1910 году
Beast of Turin в 1910 году

Предполагается, что автомобиль был построен для установления мирового рекорда скорости на суше, который в то время составлял 202,7 км/ч. Второй экземпляр S76 был приобретен российским князем Борисом Николаевичем Сухановым. Суханов нанял водителя Артура Дюрея в декабре 1913 года для попытки установления рекорда скорости. Дюрей разогнал автомобиль до 213 км/ч, но не увы не смог совершить обратный пробег в течении отведенного часа. Таким образом "Туринский зверь" получил неофициальное название самого быстрого автомобиля в мире. В наши дни автомобиль восстановлен и вполне способен снова рвать асфальт из под колес.

Туринский зверь в наши дни.
Туринский зверь в наши дни.

Британская автомобильная компания Sunbeam производила авиадвигатели перед Первой Мировой войной. В 1913 году инженерами компании было принято решение водрузить 9 литровый v12 на автомобильное шасси. Автомобиль получил прозвище "Toodles" и смог разогнаться до 185 км/ч, после чего был отправлен в США, где на нем соревновался известный гонщик Ральф ДеПальма.

Sunbeam Toodles
Sunbeam Toodles

После Первой мировой войны

К 20 годам ХХ века интерес к автомобилям с авиадвигателями достиг нового уровня. Из цехов Sunbeam выкатили новый автомобиль - Sunbeam 350HP. На этот раз внутри стоял двигатель объемом 18,3 л, способный развить 355 л.с. на 2100 об/мин. Рубеж в 216 км/ч этот автомобиль покорил в 1922 году. Затем эту машину купил Малькольм Кэмпбел, изменил кузов, переименовал авто в "Голубую птицу" и уже 25 сентяря 1924 года поднял планку мирового рекорда до 235,2 км/ч, а через год 21 июля 1925 Кэмпбел вернулся и стал первым человеком, разогнавшимся на земле до 150 миль в час (240 км/ч) - рекорд 242 км/ч.

Sunbeam 350HP - Blue Bird
Sunbeam 350HP - Blue Bird

В 1923г Эрнест Элдридж начал постройку "Мефистофеля", основовавшегося на шасси Fiat SB4 и 21,7 литровом 6 цилиндровом авиадвигателе Fiat A.12. 12 июля 1924 года Элдридж покорил разогнал "Мефистофеля до 235 км/ч на во Франции, в городе Арпажон. Это был последний рекорд установленный на дороге общего пользования.

Fiat Mephistopheles
Fiat Mephistopheles

В 1927 Генри Сигрэйв побил рекорд Кэмпбела, разогнавшись на пляже Дайтона во Флориде до 326 км/ч, на своем Sunbeam 1000hp. Примечателен тот факт, что внутри Sunbeam 1000hp было установлено 2 авиационных V12 Sunbeam Matabele.

Sunbeam 1000hp
Sunbeam 1000hp

Так же Сигрэйв стал первым человеком перешагнувшим через отметку в 200 миль в час на земле. 11 марта 1929 Сигрейв полнял планку мирового рекорда еще выше, уже до 372 км/ч, на своей "Золотой стреле". "Golden Arrow" приводилась в движение W12 Napier Lion от самолета, объемом 24л, с максимальной мощностью 925 л.с. при 3300 об/мин.

Golden Arrow
Golden Arrow

На следующий день, попытка установления нового рекорда гонщика Ли Байбл на своем Triplex Special закончилась фатально для него и для оператора снимавшего весь процесс на пленку. Автомобиль Triplex Special примечателен тем, что в него смогли поместить 3 двигателя V12.

Triplex Special видны 3 двигателя V12.
Triplex Special видны 3 двигателя V12.

В заключение я хотел бы сказать, что автомобильная эпоха 1900-1930 была невероятно яркой, происходило зарождение целой индустрии, не было устоявшихся канонов, полет инженерной мысли не ограничивался какими-либо рамками. Все это подарило миру невероятное количество изобретений и необычных инженерных решений.

Спасибо за внимание!