Найти тему
Проект SFERA Live

Когда Россия догонит Европу и США в нефтегазовой отрасли

«Газпром» построит в Ленинградской области кластер. В него войдёт завод СПГ, газоперерабатывающий завод и газохимическое производство. Понятно, что проект дорогой. Но вопрос в том, насколько кластер необходим России и как быстро окупятся затраченные усилия. Чтобы понять это, давайте подумаем, с чего начиналась нефтегазовая отрасль в нашей стране и в правильном ли направлении она развивается.

Когда началась переработка полезных ископаемых

Первые ГПЗ по переработке нефтяных газов на территории бывшей Российской империи созданы в 1920-х годах. Использовались они только для отбензинивания газа. Спустя десять лет в СССР построили несколько таких предприятий. Газопереработка в стране стала самостоятельной подотраслью в конце 1960-х — начале 1970-х годов. А в начале 80-х коллектив «Оренбурггазпром» начал осваивать Карачаганакское газоконденсатное месторождение в Казахстане и Астраханское месторождение газа.

-2

А что сейчас

В России ежегодно перерабатывают десятки миллиардов кубических метров газового конденсата и газа. Его очищают от кислых компонентов, отбензинивают и осушают. Кроме того, выделяют этан, пропан, бутан и пентан, производят серу, стабилизируют и перерабатывают газовый конденсат.

В чём Россия уступает Европе и США

Этан в России просто сжигается. Или же идёт на продажу. Тем временем в США, странах Европы, а также в Китае и Сингапуре из него активно производят полиэтилен и пропилен.

Зато с появлением газохимического кластера ситуация изменится: этан будут использовать в России как сырье. И это значимый шаг. Он, конечно, не ликвидирует отставание от лидеров нефтепереработки, но позволит больше производить и меньше продавать собственные ресурсы. А пока что Россия, имея огромные запасы нефти и газа, поставляет на мировой рынок лишь 4-5% полимеров. При этом некоторые страны производят их в 4-5 раз больше, перерабатывая нашу нефть.

-3

Во сколько обойдётся строительство газохимического кластера

Очевидно, что необходимо сокращать отставание от лидеров в производстве полимеров. И газохимический кластер в этом поможет. Но какова цена прорыва?

На закупку оборудования и оплату услуг уйдёт 900 миллиардов рублей. Такую сумму озвучил глава «Газпрома» Алексей Миллер. А полная стоимость составит приблизительно 1,1 триллиона рублей. При этом Россия получает от продажи нефти и газа около 20 триллионов рублей ежегодно. К тому же 80% всех расходов пойдёт на закупку отечественного оборудования. С учётом всего этого строительство кластера выглядит вполне разумным шагом.

-4

Тем временем в России уже реализуется несколько таких проектов (Амурский ГПЗ, Амурский ГХК, Запсибнефтехим). Системный стратегический процесс продолжается: кластеры будут строиться ещё. Если так пойдёт дальше, через несколько лет наша страна сможет полностью перейти с продажи этана на его переработку. У нас для этого есть и ресурсы, и 100 лет опыта в этой сфере. На экспорт должны отправляться не просто полезные ископаемые, а продукты глубокой переработки.

Амурский ГПЗ
Амурский ГПЗ

Итак, направление развития нефтегазовой отрасли в России очевидно. И шаги делаются. Но и в других областях необходимы верные решения.

Мы, команда отечественного проекта SFERA, делаем всё, чтобы переломить ситуацию в IT-индустрии. Как именно это решено, узнайте на YouTube-канале «Проект SFERA»: https://www.youtube.com/channel/UCLGANL19M-5VbdjD70AxZ5w/about.