Самый мощный в мире (после предстоящей замены одного из 6-ти гребных электродвигателей) атомный ледокол “Арктика” пр. 22220 официально вошёл в состав атомного флота России.
Ледокол имеет водоизмещение – 33540 тонн, длину – 173,3 метра, а ширину – 34 метра и пока будет эксплуатироваться с максимально допустимой суммарной мощностью на 3-х гребных валах до 50МВт. Проектная суммарная мощность гребных электродвигателей – 6х10 МВт на 3-х гребных валах.
Замена одного из 6-ти гребных электродвигателей, который вышел из строя во время швартовых испытаний в феврале этого года, на новый двигатель запланирована на август – ноябрь 2021 года на Кронштадском заводе.
В ходе последнего этапа ходовых испытаний “Арктика” прошла 4,8 тыс. морских миль в течение 21-х суток и 3 октября достигла географического Северного полюса. Причём все встреченные льды ледокол преодолел на 50% своей мощности!
В настоящее время в составе ФГУП “Атомфлот” насчитывается 4 атомных ледокола: “Таймыр” и “Вайгач” пр. 10580 мощностью турбин по 2х18400 МВт, а также “Ямал” пр. 10520 и “50 лет Победы” пр. 10521 суммарной мощностью на 3-х гребных валах 55 МВт.
Прежде имя “Арктика” носил головной атомный ледокол пр. 10520 суммарной мощностью на 3-х гребных валах 55 МВт, спущенный на воду в 1972 году, принятый в эксплуатацию в 1975 году и выведенный из состава флота в августе 2008 года.
Являлся вторым в мире атомным ледоколом и первым в истории судном, достигшим географический Северный полюс в надводном положении в 1977 году. Поход был посвящён 60-летию Великого Октября. После этого события Табачная фабрика им. Урицкого № 2 в г. Ленинграде начала выпуск сигарет с фильтром чёрного, ну или очень-очень тёмно-коричневого(!), цвета “Арктика”, пачка которых сначала стоила 40 коп., а затем 60 коп. Неплохие были сигареты, только требовали снятия целлофановой упаковки и просушки на батарее центрального отопления…
Примечательно, что в период с 1982 года по 1986 ледокол носил имя “Леонид Брежнев”.
Кроме “Арктики” было построено ещё 5 атомных ледоколов, её систершипов (sisterships):
- “Сибирь” в 1977 году, выведен из эксплуатации;
- “Россия” в 1985 году, выведен из эксплуатации;
- “Советский Союз” в 1989 году, в отстое;
- “Ямал” в 1992 году, в строю;
- “50 лет Победы” в 2007 году (пр. 10521) в строю.
Планируется построить ещё четыре ледокола пр. 22220: “Сибирь”, “Урал”, “Якутия”, “Чукотка” и один ледокол пр. 10510 – “Лидер”. Не знаю, нужны ли они будут стране, ведь Арктика стремительно освобождается ото льдов и уже сегодня продолжительность безледокольной навигации по Севморпути значительно выросла! Глобальное потепление однако…
Пожелаем новой “Арктике” семь футов воды под килем!