Есть такой жанр музыки, как нойз. С английского – шум. Это экспериментальный жанр, который выдвигает музыку за рамки понятия.
Первым нойз-композитором был Луиджи Руссоло. Он был ещё и поэтом-футуристом начала XX века. В 1913 году написал "Манифест Шумов", в котором призывает к шумовому новаторству.
Нойз развивается и до сих пор, а его главные альбомы расположены в этой статье.
Lou Reed – Metal Machine Music: The Amine β Ring
Кто бы мог подумать, что здесь будет Лу Рид! Хотя от лидера The Velvet Underground можно было ожидать что угодно.
Люди до сих пор гадают, как родился этот альбом. Он состоит из записи эффектов, в нём нет мелодики или динамики. Это атональный шум. Четыре композиции, длящиеся по 16 минут.
Возможно, Рид записал его, чтобы поиздеваться над публикой или над лейблом, которому срочно нужна была запись.
Тем не менее, Metal Machine Music важен не только для нойза, но и для его поджанров. Он предвосхитил его и расширил идеи о том, что может быть музыкой.
Merzbow – Pulse Demon
Больше всего нойз любят в Японии. Их шумовая сцена – это почти что национальное достояние.
"Гигант" нойза и один из самых популярных музыкантов в жанре – Масами Акита, или Merzbow. С 1979 он записал аж 393 альбома! А в 1988 выступил у нас, в Хабаровске.
Самый популярный и меметичный альбом – Pulse Demon. Он безжалостен к слушателю, и именно с него большинство начинает знакомиться с жанром.
...И обычно к нойзу после него не возвращаются. Всё потому, что безжалостно – мягко сказано. Один из самых диких и бессистемных альбомов не только в нойзе, но и в принципе.
The Caretaker – Everywhere at the End of Time - Stage 6
Редкий случай, когда вне контекста музыка теряет смысл.
The Caretaker – проект британца Лейланда Кирби. Он посвящён исследованию деменции, и передаёт чувство угасающей памяти в музыке.
Чувство это создаётся с помощью повторяющихся отрывков бальной музыки 20-х годов прошлого века. К ним прибавляется шершавость и шероховатость винила.
Everywhere at the End of Time – серия из шести альбомов, которые обозначают стадии деменции. Шестой альбом состоит из тёмных, гулких шумов. А первый альбом из серии – жизнерадостные отрывки торжественной музыки.
Если слушать альбом, не зная, что он о последней, фатальной стадии, ничего не будет понятно. И только держа этот факт в голове, гул становится душераздирающим.