Найти тему

Из истории акварели

Оглавление

Время не стоит на месте. Прогресс идет в ногу со временем

Меняется мода, меняется архитектура, меняемся мы и наше отношение к окружающему миру. Человек развивался веками!

И вместе с ним развивалось искусство акварельной живописи.

Акварельная живопись имеет большую историю и богатейшие традиции. Название «акварель» происходит от латинского слова aqua – вода (французского – aquarelle) и означает вид живописи, произведение, выполненное в этой технике, а также краски, которые разводятся водой. Так как вода является растворителем для этого вида красок, отсюда и название живописи этими красками.

Акварель – вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только качеством применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.

Но живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века в Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные художниками на папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов, заглавных букв в рукописях), а затем и в миниатюрной живописи.

В известной акварели Дюрера «Большой куст дерна» 1503 г. сочетание техник прозрачных слоев краски и корпусной проработки деталей, использовано в целях передачи материальности в оттенках и фактурах разнообразных растительных форм.
В известной акварели Дюрера «Большой куст дерна» 1503 г. сочетание техник прозрачных слоев краски и корпусной проработки деталей, использовано в целях передачи материальности в оттенках и фактурах разнообразных растительных форм.

Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV века. Ее основные качества – прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка и слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения).  Специфические приемы акварели – размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или кара

а главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. Отличным примером этого могут быть пейзажи А.Дюрера, голландских и фламандских художников.

Со второй половины XVIII века акварель стала широко применяться в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются первые профессиональные художники-акварелисты. Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажненной бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации с размывками и прорисовкой деталей тонким пером. В Великобритании  (А.и Дж.Р.Козенс, Т.Гёртин), во Франции (Ж.О.Фрагонар, Ю.Робер), в России (Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов, С.Ф.Щедрин, Ф.М.Матвеев и др.).

Во второй четверти XIX века в Италии возникла манера плотной многослойной акварельной живописи  по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени, цвета и белой бумаги. Особенности акварели как материала живописи – воздушность, прозрачность и тонкость – явились теми качествами, которые привлекали к ней внимание многих художников. Постепенно под воздействием общего развития живописи, обогащаясь и совершенствуясь, акварель обособилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Возникла станковая акварель, которая по своим живописным достоинствам и художественной ценности достигла совершенства и не уступала картинам, выполненным масляными красками.

В России в этой манере работали К.П. Брюллов и А.А. Иванов.

Одновременно со станковой акварельной живописью развивались иллюстрационная и архитектурная акварельные графики.
Раскрепощение акварельной техники, особенно в пейзажной теме, можно наблюдать в творчестве А.Иванова. Он первый отказывается от сухого рационализма техники послойной акварели и переходит к свободному письму.
Раскрепощение акварельной техники, особенно в пейзажной теме, можно наблюдать в творчестве А.Иванова. Он первый отказывается от сухого рационализма техники послойной акварели и переходит к свободному письму.
Виртуозное владение техниками водных красок создает в акварели С.Щедрина ощущение свежести и легкости. Кажется, что работа выполнена в технике «алъ прима», но в действительности в ней используется послойное письмо по- сухому с элементами размывки.
Виртуозное владение техниками водных красок создает в акварели С.Щедрина ощущение свежести и легкости. Кажется, что работа выполнена в технике «алъ прима», но в действительности в ней используется послойное письмо по- сухому с элементами размывки.
Особая притягательность техники акварельных работ М. Врубеля базируется на характере мазка, представляющего небольшие акцентированные по рисунку плоскости, на которые художник раскладывает области света и тени. Постепенный переход от крупной зоны к мелкому, почти точечному, графическому мазку придает форме напряженность и создает эффект мозаичности, который усиливается светлым контуром.
Особая притягательность техники акварельных работ М. Врубеля базируется на характере мазка, представляющего небольшие акцентированные по рисунку плоскости, на которые художник раскладывает области света и тени. Постепенный переход от крупной зоны к мелкому, почти точечному, графическому мазку придает форме напряженность и создает эффект мозаичности, который усиливается светлым контуром.
В акварелях В. Сурикова цветовая моделировка формы соседствует с умением различным мазком показать фактуру и материальность. Техника используется не для внешнего эффекта, а для максимальной выразительности сюжета и меняется в зависимости от его особенностей изобразительного мотива.
В акварелях В. Сурикова цветовая моделировка формы соседствует с умением различным мазком показать фактуру и материальность. Техника используется не для внешнего эффекта, а для максимальной выразительности сюжета и меняется в зависимости от его особенностей изобразительного мотива.
А. Фонвизин по праву считается одним из ярчайших отечественных акварелистов ХXвека. В его работах выполненных в технике «по мокрому» мастерски соединяется спонтанность крупных пятен расплывающейся краски и тонкие мазки, корректирующие рисунок и фактуру. Фонвизин работал, располагая бумагу на горизонтальной плоскости, что не позволяло краске быстро сохнуть или стекать вниз, в этом его методе можно увидеть новое прочтение древнекитайского стиля «сеи».
А. Фонвизин по праву считается одним из ярчайших отечественных акварелистов ХXвека. В его работах выполненных в технике «по мокрому» мастерски соединяется спонтанность крупных пятен расплывающейся краски и тонкие мазки, корректирующие рисунок и фактуру. Фонвизин работал, располагая бумагу на горизонтальной плоскости, что не позволяло краске быстро сохнуть или стекать вниз, в этом его методе можно увидеть новое прочтение древнекитайского стиля «сеи».

У акварели были и свои минусы. Многие красящие составы того времени оказались не очень устойчивыми – картины быстро выцветали. Поэтому на рубеже XIX-XX веков популярность водяных красок стала падать. Сказывалось и отсутствие устоявшейся школы акварельной живописи. Многие приемы художникам приходилось приобретать на личном опыте, раз за разом «изобретая велосипед». К счастью, в наше время и тот, и другой недостаток успешно преодолены.

Сегодня, как и прежде акварель остается одной из популярнейших техник, несмотря на изобретение акрила, краски сочетающей кроющие и лессировочные качества, Акрил, как наиболее универсальная краска, с использованием гелей и замедлителей, может приблизиться то к маслу, то к темпере, то к акварели, но не в состоянии их заменить.

Акварель по прежнему остается уникальной техникой, так как обладает той степенью прозрачности, подвижности и легкости, глубины и нежности тона, которые не способны передать другие известные нам на сегодняшний день краски.

Многовековая культура акварельной живописи продолжает оказывать воздействие на современных художников, заставляя их возвращаться к различным поискам и достижениям прошлого и интерпретировать их на своих работах. Наше время отличается как пересмотром отношения к стилям и эпохам, отвергнутым новаторским искусством XX века, так и волнами интереса к открытиям авангарда. Сегодня и отечественные и иностранные художники представляют в своем творчестве весь спектр направлений и работают во всех видах акварельных техник

Можно сказать, что со времен Древнего Китая развиваются два сложившихся там стилистически противоположных направления - прилежная кисть и свободная кисть, а также их комбинации. Если не брать во внимание развитие дополнительных средств - присадок, добавок и резерважей, то до настоящего времени именно эти два направления по-прежнему определяют весь диапазон развития акварельных техник.

Сегодня акварель остается одной из наиболее привлекательных техник для художников-профессионалов, любителей и учащихся всех уровней. Достаточно посмотреть некоторые интернет-ресурсы посвященные акварели, чтобы убедиться, какое колоссальное количество людей во всем мире увлечено этой техникой. И профессионалов, и любителей привлекают ее основные качества - мягкость, прозрачность, чистота и яркость цвета, бесконечное разнообразие стилей, приемов, и способов письма.

Такая разная акварель!
Такая разная акварель!

Каждый художник может открыть в акварели что-то свое, привнести в нее малую частицу технического разнообразия.

В этом и заключается ТВОРЧЕСТВО!