Неразрывность творчества и жизни – всегда отличительная черта настоящих мастеров кино. Один из ярких примеров мужского кино – французский кинорежиссер Жан Пьер Мельвиль. Его фильм «Самурай» наряду с американским кино создал канон гангстерского фильма. Герой – наемный убийца, оказавшийся между двух лагерей, мафии, которая использует его и тут же пытается устранить и полиции, которой любыми способами надо поймать преступника. Сколько фильмов с таким сюжетом уже создано?
«Самурай» - это магия каждого мгновения экранной жизни, насыщенного действием и даже неким величием действия. Режиссер воплотил в фильме все, что пережил в годы войны, сражаясь в Сопротивлении. Мельвиль — это псевдоним, взятый в подполье в честь любимого писателя Германа Мелвилла. Он воевал в Северной Африке, Италии, принимал участие в высадке Союзников в Провансе в августе 1944 года. На войне он понял цену предательства, ощутил жизнь с постоянным присутствием смерти и столь же постоянным вызовом ей.
Сценарий «Самурая» режиссер писал на Алена Делона и первое, что он сделал: прочитал актеру сценарий. Делон сидел неподвижно, опустив голову, закрыв лицо руками. Потом поднял голову, взглянул на часы и прервал Мельвиля: «Вы читаете уже семь с половиной минут, и до сих пор нет и намека на диалог. Достаточно. Я играю в этом фильме. А как он называется?». «Самурай», — ответил Мельвиль. Делон знаком предложил следовать за ним. В комнате, куда он отвел режиссера, не было ничего, кроме кожаной постели, копья, сабли и самурайского кинжала.
Делон прежде чем стать актером, побывал на войне в Алжире. Его потрясающая мужская красота сочеталась с уверенностью в себе и непоколебимым спокойствием. В «Самурае» много молчаливых сцен. Умение без слов сыграть состояние героя, напряженность ситуации - это талант настоящей звезды. Делон в образе Кастелло – это целостный образ мужчины, не теряющего самообладания никогда. Слова Кастелло: «Я никогда не проигрываю» звучат трагическим абсурдом. Его жизнь – это движение без цели. Ему не нужны деньги, женщины, власть. Он живет ощущением бытия.
В магических глазах Алена Делона уже живет итог жизни его героя. Режиссер сумел передать через этот образ абсолют независимости, смелости и вызова жизни, постоянно расставляющей ловушки. И его отношение к гангстерам, их он считал жалкими неудачниками; личное знакомство со многими бандитами лишь подтверждало это его ощущение. Но на экране через преступный мир Мельвиль сумел передать современную трагедию обреченного героя, бросающем вызов судьбе в ее неуклонном движении к поражению.
В фильме есть образ любви - без каких то постельных сцен, поцелуев, признаний. Жанну Легранж играет Натали Делон. Актриса пришла в кинематограф благодаря мужу Алену Делону и жила в браке с ним в 1964—1968 годах. Комиссар полиции советует Жанне быть благоразумной и предать возлюбленного. Легранж не предаст. И мы увидим замечательную сцену последней встречи Жанны и Кастелло. Она проходит мгновенно. Но в желании героини помочь Джеффу в любой ситуации утверждается идеал бескомпромиссной любви.
Женские образы в «Самурае» загадочны: образ темнокожей Валери – это все та же смерть, только на мгновение сменившая облик. Она не предает Джеффа на следствии в полиции, но она же и крючок, за которой ухватится полиция. Смерть и абсурд криминальной жизни сделают все, чтобы подвести черту в этом сюжете. Но герой обыграет всех. Он сумеет умереть как самурай, утверждая незыблемо свой кодекс чести.
Владимир Жерехов