Почему не рано становиться программистом в 7 лет и что помогает детям это делать
— А как вперёд? Зачем ставить блок! Киберстранная вещь — я паука под пол запихнул. Как пишется реквайер дрон? Здравствуйте! Я только пришёл.
Дети громко, без перебоя задают вопросы, комментируют свои действия и удивляются результатам вроде неконтролируемого паука. Голос преподавателя курса по Майнкрафту Веры спокойный и непробиваемый, девушка размеренно объясняет, что делать.
Дети прислушиваются, и на окне стрима — трансляции экрана компьютера — уже видно, как они выполняют советы преподавателя. Вместо шквала вопросов, звуки клавиш.
Так проходит одно из множества занятий в онлайн-школе Кодабра, где дети и подростки учатся творить в цифровом мире: программировать, рисовать, моделировать, создавать.
Курсы
Всё начинается с подбора курса для ребёнка. Чтобы обучение было интересным и полезным, менеджеры связываются с родителями и ребятами и выясняют, что ребёнок хочет делать. Например, развивать навык программирования, создавать свой дизайн или монтировать видео.
Бывает и так, что ребёнок сперва выбирает курс, но в процессе понимает, что ему неинтересно. У этого может быть много причин: например, ошибка при подборе курса или недопонимание с группой. В таких ситуациях преподаватель внимательно наблюдает за каждым учеником и сообщает менеджерам и родителям, если что-то не так. Нет никакой сложности в том, чтобы перевести ребёнка на другой курс или в другую группу.
Один из главных курсов в Кодабре — программирование в Майнкрафт. Иногда родители не понимают, зачем нужен курс по Майнкрафту, ведь это же игра. Однако дело в том, что Майнкрафт — не только игра, это платформа, на которой удобно изучать основы программирования без кодинга. Она интересна и удобна для детей.
Кроме программирования в Майнкрафте, каждый ребёнок от 7 до 17 лет может научиться в Кодабре:
- Создавать игры и моделировать своих персонажей в 2D и 3D;
- Разрабатывать сайты и нейронные сети;
- Делать приложения компьютера;
- Монтировать видео и придумывать дизайн;
- Освоить кибербезопасность: шифровать и восстанавливать информацию, взламывать компьютеры, делать программы генерации паролей.
Всё это — курсы, которые адаптированы под возраст и навыки ребёнка: они подойдут как для ребят без опыта в IT, так и для умелых пользователей.
На курсах учат языкам программирования: Scratch, Lua, Kotlin, JavaScript, Python. Все они востребованы на рынке: языки JavaScript и Python, например, используют в Яндексе и Google.
Ученики осваивают профессиональные программы:
- Для разработки игр они изучают Unity, Visual Studio, Roblox Studio, Blender.
- Для монтажа — Adobe After Effects и Adobe Premiere Pro.
Например, игра Pokemon Go сделана в Unity, а последний «Терминатор» 2019-го года смонтирован благодаря Adobe Premiere Pro.
Здесь реально полезные взрослые программы объясняются для детей, например, 3D моделирование. Не на уровне „сделай солнышко“, а серьёзные задачи.
Мария Корогодова, преподаватель
В процессе обучения преподаватели оставляют родителям обратную связь по их детям.
У нас две формы обратной связи. Их заполняют после второго занятия и в конце. Первая нужна для того, чтобы понять изначально, правильно ли ребёнок попал на курс. Может быть, менеджерам стоит его перевести, потому что ему слишком сложно или, наоборот, просто.
Анастасия Петряева, главный администратор образовательного процесса
Это не значит, что преподаватели откликаются всего два раза: они следят за делами детей на каждом занятии. При желании родитель может в любой момент спросить у преподавателя о его ребёнке.
Формы полезны для измерения прогресса. Например, вторую форму обратной связи родители получают в конце обучения. В ней описано, как ребёнок занимался на курсе, какие у него сильные стороны, а что стоит подтянуть.
После завершения одного курса ребёнок меняется: он лучше понимает себя, у него появляются новые интересы и желания. В соответствии с новыми интересами ребёнка мы предлагаем ему новые курсы — это может быть то же направление, но на уровень выше, или что-то совершенно новое. Важно, чтобы получающаяся траектория движения была интересной и полезной для самого ребёнка. В итоге получается полностью индивидуальный путь развития, который строится в течение 2–3 лет и отличается от стандартных длительных программ обучения.
Преподаватели
Преподаватели Кодабры — студенты и выпускники технических направлений ведущих вузов страны. Многие из них параллельно работают в IT. Так как преподаватели молоды, они легко находят общий язык с детьми, и работа идёт продуктивнее.
— А как ты сделаешь генератор железа?
— Изично! — отвечает мальчик и показывает свой экран с воплощённой идеей.
— Круто! Давай пять через камеру!
После занятий учителя дают обратную связь по прогрессу каждого школьника. Это помогает узнать ребят получше и выявить их сильные стороны.
Подход к ведению более персонализирован, чем в других школах, где работала. Детям не скучно, ни у кого нет истерики, нет желания уйти. Сами дети привносят много, создают своё и всем рассказывают.
Вера Артемьева, преподаватель
Ориентир на способности даёт свободу делать по-своему. Ученики и преподавтели знают, что если захочется сделать творческое задание или предложить что-то новое — никто не будет препятствовать, ссылаясь на программу.
Если бы я учил программированию брата или друга, я бы объяснял так же. У меня дружеский подход.
Николай Ведерников, преподаватель
Онлайн-занятия
Курсы длятся от 2,5 месяцев до полутора лет, а занятия проходят 1 раз в неделю. Урок длится два часа с одним или двумя 10-минутными перерывами в зависимости от возраста ребят. На каждом занятии дети что-то делают самостоятельно или при помощи преподавателя, никаких скучных лекций.
Обычно дети учатся в группах по 5–10 человек, но можно брать и индивидуальные уроки. При любом раскладе за 2 часа занятия результат есть у каждого — группа небольшая, и преподаватель замечает всех. Дети успевают изучить новую тему, задать вопросы и сделать практическое задание.
Все уроки проходят онлайн в Discord — программе для трансляций. У каждого курса есть свой канал — мини-класс, в котором проходят занятия. Все уроки проходят в прямом эфире, преподаватели непрерывно следят за связью с детьми и общаются с учениками вживую.
Кроме каналов для занятий, есть онлайн-учительская и канал службы поддержки. Это позволяет команде качества свободно подключаться к любому занятию, смотреть за работой преподавателей и на перерывах давать им обратную связь, чтобы качество их работы всегда оставалось на высоком уровне.
Если у ребёнка какие-либо проблемы, он обращается в службу поддержки. Она помогает на всех этапах: в самом начале, когда нужно установить Discord и наладить связь, и в любое другое время, если возникают проблемы.
Если написать в поддержку, что ребёнок исчез с занятия, его за 15 минут вернут обратно.
Мария Корогодова, преподаватель
На мониторе видно преподавателя и трансляцию его экрана. Мы рекомендуем ребятам включать камеры на протяжении всего занятия, но в основном все просто транслируют свой экран, чтобы преподаватель мог им помогать. В некоторых городах и посёлках интернет слабый, и не позволяет транслировать изображение и с камеры, и с экрана.
То что не вижу лиц — не мешает, я же постоянно с ними общаюсь. Мы договорились с ребятами включать камеры в начале и конце, здороваться и прощаться. В приоритете стрим, потому что не у всех компы тянут трансляцию с экрана и камеры.
Вера Артемьева, преподаватель
Дети находятся в разных городах и часовых поясах. Им интересно друг с другом, поэтому часто они приходят на 20–30 минут раньше, чтобы просто пообщаться. Часто бывает, что ребята созваниваются вне уроков и начинают дружить.
У меня есть ребята, которые до курса не были знакомы, а потом подружились. И пришли вместе на новый курс. Постоянно общаются.
Вера Артемьева, преподаватель
Если же ребёнок не понял тему или пропустил занятие, он приходит на следующее пораньше и разбирает все непонятности со своим учителем. Они всегда открыты к тому, чтобы объяснить что-то дополнительно и поддержать.
Дети часто приходят с личными запросами. Вот у него есть желание сделать игру-стрелялку CS GO. Её в принципе очень сложно реализовать. Но преподаватель говорит ребёнку: Да, ты хочешь игру, но то, что ты сейчас будешь делать — это шаги к исполнению твоей огромной и сложной цели.
Анастасия Петряева, главный администратор образовательного процесса
Домашние задания необязательны, но ученики сами спрашивают и выполняют что-то дополнительно дома, особенно когда готовят собственные проекты: игры, сайты и приложения.
Не хочу работать где-то. Я лучше открою свою компанию и буду делать игры.
Миша, ученик, 12 лет
Результат
В конце обучения все дети защищают свой собственный проект. Это может быть что угодно: свой интернет-магазин, видеоблог, простая или сложная игра в зависимости от курса и возраста или сайт для компании или школы.
Одно дело просто делай, другое придумай. Начинают гореть глаза.
Вера Артемьева, преподаватель
Во время защиты ребята выступают перед аудиторией: своей группой, родителями, преподавателями и гостями. Дети знают, что им нужно понятно рассказать об их проекте: как он работает и зачем нужен.
Мы настраиваем детей, что рассказать и представить то, что ты делал ни менее важно, чем просто это сделать. Объясняем, что Стив Джобс сделал презентацию айфонов, и ты сейчас также презентуешь свой проект.
Анастасия Петряева, главный администратор образовательного процесса
После защиты ребята получают сертификат, но на одном листе не указать, чему на самом деле учатся в Кодабре. Не только IT, но и тому, как дружить, помогать, общаться, работать самостоятельно, правильно реагировать на ошибки, творить, идти к цели, находить информацию, выбирать профессию и видеть мир шире.
Финальный проект показывает не только знания, но и софт-скиллы: грамотную речь, структуру презентации, умение представлять себя, объяснять.
Николай Ведерников, преподаватель
Мальчики и девочки, которые хотят освоить цифровой мир, находят в Кодабре друзей по интересам и наставников, на которых можно равняться. Здесь дети начинают мечтать о большем.
Автор: Даша Василькова