Часть 1 рассказа об участниках строительства БАМа
Тында для всей моей семьи имеет особое значение: здесь зародилась наша династия. Родители познакомились еще в вузе, где отец учился по специальности «Строительство железных дорог», а мама готовилась стать энергетиком. Распределение развело их по разным городам. Мама уехала в Тынду, а папу направили в Иркутск. И он поменял блага городской жизни на неустроенный быт бамовской новостройки, какой была Тында в 1978 году. На БАМ его привела не только любовь к будущей жене, но и желание быть участником великого исторического события. Тем более он знал, куда едет: еще будучи студентом в составе разведывательной партии принимал участие в разбивке трассы. С вертолета группу студентов высаживали в тайге приблизительно в районе сегодняшнего Юктали, и они прокладывали дорогу.
У нас с сестрой, детей настоящих бамовцев, коренных тындинцев, выбора даже не возникло – куда пойти учиться. Естественно, будем железнодорожниками! К тому же, в конце 90-х, в сложное для страны время, тяжело было найти стабильную и надежную работу, которой представлялась железная дорога. Но, в отличие от производственных специальностей родителей, я выбрал для себя управленческую работу движенца.
Куда возвращаться после учебы? Тоже не вопрос: конечно же, на родину. Учился по целевому направлению, практику проходил на станции Тында, имел опыт на сортировочной горке, куда и назначили оператором. Карьера складывалась быстро: прошел должности дежурного по станции, замначальника, начальника, потом перешел в отдел движения. С февраля этого года возглавляю ДЦС-6.
Не скрою, было время, когда начался кризис, спад перевозок, сильное снижение объемов работы, все стремились уехать на Запад, тоже хотелось все бросить… Останавливало одно. Мои родители трудились на стройке века, прокладывали БАМ. Столько стараний, столько энергии, столько энтузиазма – и все зря? Нет, остался. Хочу, чтобы БАМ и Тында звучали с гордостью. И сейчас, несомненно, это все воплощается.
Пусть это звучит и пафосно, но Тында – моя Родина. И я горжусь этим городом, который достойно отвечает на все вызовы современности. Верю, что в будущем БАМ будет обеспечивать половину грузопотока, который сейчас по Транссибу идет на Восток.
Здесь живут особенные люди. Коренные бамовцы – сильные, терпеливые, лояльные. У нас другое отношение к жизни: требовать не в наших привычках, мы привыкли сами добиваться результатов. И еще немаловажное качество – мы всегда вместе, взаимовыручка для нас очень важна. И те, кто не сломался на линии, кто выдержал неустроенность жизни в поселках, тот уже никогда не предаст БАМ.
Молодежь, к сожалению, не задерживается на линии. Осуждать их я не могу. На северных станциях часто не обустроен быт, проблемы с социальной сферой. Но радует, что в компании тоже все эти проблемы понимают. И решают. Чтобы сократить отток кадров.
Считаю символичным: первое поколение нашей железнодорожной династии строило БАМ, второе – участвует сейчас в реализации величайшего и значимого проекта БАМ-2. Что выпадет на судьбу моим детям, пока не загадываю, еще слишком малы. Но перспективы в Тынде есть: развивается угольная промышленность, железнодорожники так и будут обеспечивать грузопоток, модернизировать инфраструктуру для постоянно возрастающих объемов. Время не дает нам отсрочки, развитие идет постоянно, а значит, у Тынды большое будущее.
Я коренной тындинец и не могу оставаться в стороне от судьбы города. У меня техническая специальность, но я уверен, что нельзя замыкаться в своей узкой направленности. Ограниченность какими-либо рамками не дает возможности развиваться. А я хочу быть активным гражданином, принимать решения, которые смогут изменить жизнь нашего города.
В детстве я мечтал стать хирургом. Но когда пришло время учиться профессии, уже твердо знал, что буду железнодорожником. Железная дорога – главное градообразующее предприятие у нас, соответственно, это стабильность и надежность. Так как родители у меня не железнодорожники, о специальностях узнавал благодаря «сарафанному радио». Именно таким образом понял, что автоматика, телемеханика, связь – престижное и перспективное направление. Поэтому сначала окончил техникум в Тынде, потом ДВГУПС в Хабаровске. Защитил диплом по микропроцессорным технологиям.
В системе РЖД я работаю уже 15 лет. В моей ответственности находится участок от Тынды до Беркакита – почти 210 километров пути с устройствами сигнализации, централизации и блокировки до самой границы с Якутией.
Хотя и сейчас железнодорожная отрасль для Тынды остается основным жизнеобеспечивающим направлением и местом работы жителей, для развития города необходимо совершенствовать и другие направления. У нас нет заводов, нет производств. А между тем нам есть что развивать. Исследования, проведенные в 70-80-х годах, обнаружили в недрах ресурсы, добычу которых можно осваивать. У нас есть уникальные дикоросы, которые в производственном масштабе можно перерабатывать и поставлять всей стране. Науке тоже есть чем заняться. Здесь растет мацутакэ – сосновый гриб, свойства которого еще не полностью изучены. К примеру, японцы его используют как один из компонентов для борьбы с опухолями. У нас есть ресурсы и перспективы. Но пока нет прогресса, развития, инноваций. Не желая оставаться равнодушным, я стал интересоваться политикой. Сейчас являюсь депутатом Тындинской городской думы.
Считаю, что у нас две основные задачи. Первая – создать грамотную команду управленцев, способную принимать нужные и важные решения, способные изменить город в лучшую сторону. Вторая – предотвратить отток молодежи. А если не будет изменений, то мы не сможем удержать нашу молодежь. Чтобы стабилизировать ситуацию, необходима мотивация трудовых кадров. Как вариант, на дотационной основе привлекать людей для развития, к примеру, сельского хозяйства.
Несмотря на то, что хочется многое изменить, у нас есть то, что ни в коем случае нельзя трогать. Это наша тайга, нетронутая природа, чистейшие реки. Это наше вековое наследие, которое мы должны сохранить в современной техногенной среде. Есть у нас наследие и не такое далекое – наше советское прошлое, великая стройка БАМа, откуда нам достался коллективизм, сплоченность, справедливость. Поверьте, для тындинцев чувство товарищества, коллектива – не простые слова. Как во времена строительства города была важна взаимовыручка, так и сейчас каждый готов прийти на помощь другу, соседу, коллеге, земляку.
Я вижу идеальную Тынду – малоэтажная Россия, улицы, утопающие в зелени, с журчащими фонтанами. Дальше районы с сельскими домами с собственным хозяйством. Производственные районы с предусмотренной защитой экологии. Улыбающиеся жители. И это не утопия.
К 45-летию Тынды наш коллектив готовится удивить город новым выступлением. Я надеюсь, что, несмотря на пандемию, у «Антре» будет возможность выступить перед публикой и подарить настоящее шоу. Специально к этому юбилею мы готовим новые номера. Кроме того, все участники коллектива за время самоизоляции очень соскучились по сцене, по выступлениям, поэтому сейчас готовятся с удвоенной энергией, желая наверстать упущенное и опять начать дарить публике свое искусство.
Тындинская публика всегда очень тепло встречает творческие коллективы, а вот найти свою нишу в сфере хореографического искусства города было достаточно сложно. 7 лет назад, когда я создавала коллектив, понимала, что нужно найти то, что будет в новинку для Тынды. Город я знаю с самого детства. С пяти лет жила в поселке Мостовом, занималась танцами и часто с концертами бывала в Тынде. Конкуренция тогда (да и сейчас) была сильная – в городе много сильных коллективов со своими самобытными традициями, историей, берущей начало практически с момента строительства города. Ведь художественная самодеятельность и творчество всегда шли рука об руку со всеми великими свершениями, каковым было строительство БАМа. Здесь есть народные ансамбли, современные коллективы. А мне не хотелось замыкаться в строгих рамках, и в итоге получился настоящий театр танца, где виртуозно переплетаются разные стили, притягиваются противоположности, создаются новые формы хореографического искусства.
Сейчас в коллективе занимаются 150 человек. А начиналось все с пяти детишек, которых я лично приглашала заниматься, ходила по детским садикам, уговаривала родителей, замечая у ребенка талант. Сейчас у коллектива есть свое лицо, свой стиль, нас узнают на конкурсах и фестивалях, приглашают на городские праздники. В прошлом году мы защитили звание «образцового» коллектива. И это, безусловно, очень приятно. Но мне всегда хочется достичь нового.
Несмотря на нашу географическую удаленность, мы с моими учениками стараемся участвовать в фестивалях, где собираются коллективы Дальнего Востока. Я люблю наблюдать за более профессиональными коллегами, учиться, равняться на лучших. Окончив два института искусств – в Хабаровске и Челябинске, поступила в магистратуру. Постоянный участник мастер-классов, видеоконференций, курсов. С развитием интернета стало неважно, в Тынде ты находишься или в столице. Доступно все, было бы желание. А оно есть, хочу учиться, хочу делиться новым со своими учениками, хочу удивлять тындинскую публику. К примеру, на пятилетие коллектива мы впервые в Тынде показали лазерное шоу. Эскизы костюмов заказываем у дизайнеров Екатеринбурга и Москвы. И по глазам зрителей вижу, что все это воспринимается с интересом, имеет успех.
Я бесконечно благодарна родителям своих учеников, на энтузиазме которых держится коллектив. Творческий рост детей – наш общий результат. Мы стали настоящей семьей, теперь и в поездки отпускают своих чад без сомнений. А они, между прочим, очень сплачивают детей. Это такое непередаваемое состояние, когда мы коллективом в поезде едем на конкурс, делимся сокровенным, волнуемся перед выступлением. Часто в дороге встречаем праздники. Это эмоции на всю жизнь.
А во время самоизоляции мы выступали во дворах домов на День Победы. Этот опыт незабываем! У нас в репертуаре есть малые хореографические формы, поэтому площадкой для нас может стать даже небольшая территория. К тому моменту мы уже засиделись, соскучились по сцене, готовы были выступать везде! Бальные дуэты кружили в вальсе по асфальту, а с балконов им рукоплескали ветераны.
«Антре» – постоянный участник всех городских праздников, для которых мы обязательно ставим новые танцы. Номера подбираем под уровень подготовки детей, под их характер. Ну и, конечно, под тематику праздника. В этот раз удивим эксклюзивными флуоресцентными костюмами, которые в полумраке во время танца будут создавать восхитительные световые узоры. Будет и национальный бурятский танец, за спецификой которого я обращалась к специалистам из Улан-Удэ, чтобы воплотить и передать без искажений национальный колорит. Да будет шоу!