Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Что происходит с древней архитектурой во Владимире

Представленный ниже текст и фотоматериалы принадлежат экскурсоводу из г. Владимира Алексею Валентиновичу. Он проводит авторские и живые экскурсии по Владимирской, Ярославской и Ивановской областям. Алексей видит изнанку музейного бизнеса, под управлением которого находится наше древнерусское наследие. Есть над чем подумать.

Алексей Валентинович
Алексей Валентинович

Два слова про владимирских воспитателей равнодушия

Ни для кого не секрет, что история нашего государства нынешнего и нации великороссийской начинается не на берегах Днепра, а этак в ста пятидесяти верстах восточнее Москвы в городе Владимире и в целом на территории Юрьева Ополья.

А значит от той первоначальной эпохи должно что-то сохраниться, что и сегодня повествует о цепи истории, об исходном культурном коде зачинающейся нации, даже не о традиции, скорее о ранней политической биографии. Сохранилось, вот на фото видно в каком состоянии.

Южный фасад Золотых ворот во Владимире, 1164 год. Объект культурного наследия РФ и всемирного наследия ЮНЕСКО. Реставрация проведена в 2019 году.
Южный фасад Золотых ворот во Владимире, 1164 год. Объект культурного наследия РФ и всемирного наследия ЮНЕСКО. Реставрация проведена в 2019 году.

Это Золотые ворота, единственные в стране (кстати, на территории Украины и Беларуси тоже), оставшиеся от домонгольской эпохи в сравнительной целости. Только не в наше время, ведь слова главы государства о развитии внутреннего туризма, о популяризации знаний о родной стороне – как обычно тонут в «рвении» чиновников, в данном случае от культуры.

2 фото. Тот же южный фасад Золотых ворот.
2 фото. Тот же южный фасад Золотых ворот.

Вот взять руководство владимирского музея. Вроде на фото – умные лица, слова в СМИ тоже всегда говорят правильные. А на деле что получается? Смотрите фото выше и ниже. Это даже не крупица, это малая толика того безобразия, что натворили местные горе-радетели о культурных ценностях.

Южная стена арки Золотых ворот. В 2017 году была экстренная реставрация.
Южная стена арки Золотых ворот. В 2017 году была экстренная реставрация.

Дмитриевский собор – плесень и разруха, кстати, храм церкви не передан, это музей, по сути, осквернённый религиозный объект, приходящий в постепенное запустение. А почему, да потому что нет денег, это со слов «хозяев» (любят наши люди называть себя хозяевами того, что вверено во временное управление).

Дмитриевский собор, конец 12 века. Плесень на фасаде. В 2019г. ВСМЗ планировал провести профилактически-консервационные работы на памятнике. Собор - объект культурного наследия РФ и памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дмитриевский собор, конец 12 века. Плесень на фасаде. В 2019г. ВСМЗ планировал провести профилактически-консервационные работы на памятнике. Собор - объект культурного наследия РФ и памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.
Система водоотведения на Дмитриевском соборе.
Система водоотведения на Дмитриевском соборе.

Зато музейщики купили дом за несколько десятков миллионов рублей для хранения газет и журналов. Ну, действительно – начала великорусской истории и советская периодика, ясное дело, что в качестве примы должно быть второе. Вот как у этих людей мозг работает – это для меня тайна.

Росписи Андрея Рублёва, все гости города так жаждут их посмотреть, зато местным в целом на них «начхать», ведь Средние века крайне непопулярны в одном из самых «средневековых» городов России. Для местных музейные экскурсоводы – откровенно скучны, но других просто нет. Частник обязан либо согласовать свои знания с руководством ВСМЗ, либо обязан молчать на объектах, находящихся «под временной оккупацией».

Обойдите собор Успения во Владимире (да, он не принадлежит церкви и, по сути, это музей с освящённым престолом), посмотрите, как выглядит сторона алтаря – ахнете. На благолепие у музея сил и желания нет, зато есть на судебные тяжбы с популярным местным гидом (может ли такое вообще быть!) Валентинычем, который и рад бы платить за билеты да за разрешение местным и гостям рассказывать – но ведь согласовывать надо с безбожниками, оскверняющими храмы, с теми, кто превратил историю Владимира и окрестностей – в разруху и бутафорию.

Фасад Успенского собора во Владимире, основан в середине 12 века. Тоже памятник ЮНЕСКО и наследие РФ.
Фасад Успенского собора во Владимире, основан в середине 12 века. Тоже памятник ЮНЕСКО и наследие РФ.
Северный фасад Успенского собора.
Северный фасад Успенского собора.

А как же сделать Средние века и начала нашей истории точкой сбора внимания в средневековом городе, если использовать методику и знания людей, пусть и официальных, которые изначально непригодны для популяризации и привлечения интереса сограждан? Об этом музей не думает, ему главное – отчёты в Москву и широкая, как у осла, улыбка на камеры очередных арендованных на деньги налогоплательщиков представителей СМИ.

Или вот ещё пример. Музей хрусталя. Город наш никакого отношения к хрусталю не имеет, но при СССР, когда модно было в сервантах иметь бесконечные гранёные стекляшки, то было признаком достатка и шика – такая экспозиция была уместна.

Однако, сейчас не эпоха застоя и даже не Перестройка. Поэтому крайне странно прямо у Золотых ворот выглядит осквернённая Троицкая церковь христиан-старообрядцев с вывеской «Музей хрусталя», мало того, что его посещать просто неинтересно (ну, сменилась мода, неактуально стало), так ещё и храм верующим не возвращают.

Музей хрусталя находится в Троицкой старообрядческой церкви. Храм не древний, построен в начале 20 века в рамках Указа об укреплении начал веротерпимости 1905 года. На фоне Золотые ворота.
Музей хрусталя находится в Троицкой старообрядческой церкви. Храм не древний, построен в начале 20 века в рамках Указа об укреплении начал веротерпимости 1905 года. На фоне Золотые ворота.

И последнее про суздальский собор Рождества Богородицы. Вход 400 рублей. А это значит, что большая часть населения области и города – туда просто не пойдёт. Собор, построенный когда-то для нас – не наш, а просто замануха для сбора денег с гостей и туристов.

Почему пишу – да потому что видел примеры человеческого отношения к неравнодушным людям, примеры любви к своей истории и её объектам. Всегда поминаю в этом смысле Великий Новгород. Но нам не повезло, Владимир и Суздаль – это великое забвение. Пройдёт поколение и общество за то, что позволило таким, как нынешнее руководство владимирского музея управлять своим историческим сознанием, жестоко поплатится. Потому как нет ничего хуже в нашем мире во все его времена, как сердечная пустота, рождаемая равнодушием.

(с) экскурсовод Алексей Валентинович

***

Группа в ВК "Экскурсии от Валентиныча"

Альбом с фотографиями состояния фасадов древних памятников

Все фотографии (кроме последней) сделаны Марией Увакиной в июне 2020 года.