Так я решила назвать серию публикаций, которые размещу на канале в ближайшие недели. Рыцарь дальних странствий, совершивший несколько африканских экспедиций. Офицер – участник Первой мировой войны, Георгиевский кавалер. Мученик, погибший по обвинению в политическом заговоре в страшные годы красного террора.
Каждый раз читая его биографию, задаю вопрос: зачем Николай Гумилев вернулся в 1918 году из Европы, когда писатели, философы, художники пытались выбраться из страны, охваченной революционными переменами?
Ответ Гумилева кажется мне почти безрассудным: « Я видел сафари в Африке, охотился на львов. Я никогда не видел большевиков». Что это? Интерес? Нет. Склонность к риску? Уже ближе. Патриотизм? Пожалуй, да.
Он нечасто говорил о своих политических убеждениях, но в советском Петербурге заявлял: «Я монархист!» Его уговаривали помолчать, а Гумилев отшучивался:
- Большевики презирают перебежчиков и уважают саботажников. Я предпочитаю, чтобы меня уважали.
Высокую фигуру Гумилева Петербург двадцатых годов запомнил по странному одеянию: поверх пальто, шинели он носил шкуру леопарда. А проходя мимо церквей, Николай Гумилев крестился. Да, в то время, когда шло гонение на священников и монахов, когда закрывались храмы, Гумилев поступал так. Быть всегда на стороне тех, кто в опасности – такова его жизненная позиция.
Поэтому первое произведение, о котором хочу порассуждать – «Христос»
Он идет путем жемчужным
По садам береговым,
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.
- Здравствуй, пастырь!
Рыбарь, здравствуй!
Вас зову я навсегда,
Чтоб блюсти иную паству
И иные невода.
«Лучше ль рыбы или овцы
Человеческой души?
Вы, небесные торговцы,
Не считайте барыши!
Ведь не домик в Галилее
Вам награда за труды, -
Светлый рай, что розовее
Самой розовой звезды.
Солнце близится к притину,
Слышно веянье конца,
Но отрадно буду Сыну
В Доме Нежного Отца».
Не томит, не мучит выбор,
Что пленительней чудес?!
И идут пастух и рыбарь
За искателем чудес.
Это произведение 1910 года на печатано в сборнике «Жемчуга». Воспитанный в традициях православия, Гумилев в юности подвергся соблазну ницшеанства. Но все-таки в произведении библейский сюжет, размышление о смысле жизни. «Люди заняты ненужным» - идея первой строфы. Да, смертный человек много времени проводит в суете: заботах о хлебе насущном, старается обустроить покомфортнее свою земную жизнь. Но ведь на все воля Божия, поэтому его самые розовые мечты не осуществимы.
Явление Христа простым людям открывает глаза. Господь призывает не считать барыши, а подумать о вечном: богатеть добрыми делами, чистой верой, благородством поступков. Солнце в зените («притине») – символ полдня. Рай окрашен в розовый цвет мечты. А самые важные строки:
Но отрадно буду Сыну
В Доме Нежного Отца, -
Отсылают нас к Евангелию от Матфея Изгнанный из рая человек помнит, что был безгрешен и счастлив. Праведная жизнь пастуха и рыбаря может привести их в рай. Но смысл этих строк шире: верующий, праведный человек идет в жизнь вечную, в Дом нежного Отца.
Может там, в этом райском Доме обитает и душа Николая Гумилева, шедшего на свою Голгофу с высоко поднятой головой.
Читайте канал "Фильмокнижие", пишите отзывы.
Какие стихотворения Гумилева нравятся вам и почему?