Выходец из старинного дворянского рода Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родившийся в 1877 году в Керчи, был одним из церковных иерархов РПЦ и одновременно уникальным специалистом по гнойной хирургии. Заслуги хирурга от Бога перед страной отметил сам вождь всех времён и народов Иосиф Сталин, а церковь после его смерти причислила иерарха к лику святых.
Одним из поворотных моментов в судьбе Валентина Войно-Ясенецкого стала семейная трагедия. Во время русско-японской войны молодой медик познакомился в отряде Красного Креста с сестрой милосердия Анной Ланской. В армии её называли Святой - девушка дала обет безбрачия.
Валентин Феликсович влюбился в красавицу-медсестру и сумел разбудить её сердце. В ночь перед венчанием Анна страстно молилась перед иконой Спасителя, замаливая нарушение обета. Девушка призналась, что видела, как во время молитвы Христос отвернул от неё свой лик...
- Всё будет хорошо, Господь не оставит нас, - успокаивал любимую жених, гладя её волосы.
Поначалу семейная жизнь молодых медиков протекала безоблачно - Анна подарила мужу четверых детей, а в 1916 году сбылись её опасения - Анна тяжело заболела туберкулёзом. Женщина верила, что это наказание господне. Три года Валентин Феликсович боролся за жизнь медленно угасающей жены. Но, увы, она умерла в возрасте 38 лет.
Смерть супруги стала большим потрясением для Войно-Ясенецкого, но не выбила его из колеи, а только укрепила в вере. В 1921 году врач, несмотря на жесточайшие гонения, обрушившиеся на православную церковь в послереволюционной России, надел рясу, напёрстный крест и стал священником. Потом отец Валентин принял обет монашества, назвался Лукой, а через некоторое время был возведён в сан архиерея, став епископом Туркестанским. Параллельно он трудился в различных больницах хирургом.
Большевики не раз предлагали ему хирургическую кафедру в обмен за отказ от священнического сана, но Лука наотрез отказывался. Власти к «странному попу» относились с большим подозрением. Ему приписывали тайную антисоветскую деятельность и часто вызывали на допросы.
- Вот вы говорите Бог, Бог... А вы его видели? - пытались поддеть епископа чекисты.
- Я много оперировал на голове, но ни разу не видел внутри ни ума, ни совести, - с изысканным сарказмом отвечал им Войно-Ясенецкий.
В 20-30-е годы священнослужителя три раза арестовывали под надуманными предлогами, три раза он отправлялся в долгие сибирские ссылки, где испытал страшные издевательства со стороны тюремщиков. И всё же власть предержащие были вынуждены с ним считаться. Авторитет хирурга в рясе был столь велик, что даже в те времена ему разрешили повесить в операционной икону Богородицы!
В 30-е годы Войно-Ясенецкий написал свою знаменитую монографию «Очерки гнойной хирургии», ставшую новым словом в медицине. Когда началась Великая Отечественная война, он попросил о направлении его в военный госпиталь. В 1943 году Сталин восстановил патриаршество, и Лука - тогда уже архиепископ - стал членом Священного синода.
За спасение тысяч раненых его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Однако главную награду архиерею вручили в 1946 году, когда Лука был удостоен Сталинской премии 1 степени. Надо сказать, что Иосиф Виссарионович относился к священнослужителю с большим уважением.
- Это правильный епископ, это наш епископ, - говорил он.
Почти все полученные деньги Сталинской премии - а это 200000 рублей - Войно-Ясенецкий пожертвовал беспризорным детям, на обеды для бедных, ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священникам.
В 1955 году Лука ослеп, но при этом не прекратил принимать больных. Более того - его духовное зрение только обострилось. Молитвы архиерея творили чудеса - люди исцелялись!
Архиепископ Крымский Лука скончался в Симферополе 11 июня 1961 года в день Всех святых. Ему было 84 года. И он действительно обрёл святость - в 2000 году Архиерейский Собор РПЦ прославил Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Автор: Сергей Трофимов