В Средние века каких только монашеских орденов ни было! А всё – из-за приверженности средневековых людей символизму.
Существовали и Орден меченосцев, и Орден Валломброза, и Орден премонстрантов… и ордена гильбертинцев, госпитальеров, траппистов, бегинок, гумилиатов…
Загадочные, романтичные, самоотверженные (и порой доходящие до фанатизма), во многом мистические…
Был даже Оrdo asinorum, официально обозначаемый Орденом Пресвятой Троицы, а простым народом называемый не иначе как «ослиный орден». Участники же этого Ордена в документах указывались как тринитарии, а на языке ироничного народа именовались как «братья ослов».
Такое шуточное название в народе это католическое объединение получило за свой «живой транспорт»: до XIII в. им не разрешалось использовать лошадей и они передвигались только на осликах.
Конников считали воинами, каковы были, например, тамплиеры. А «братья ослов» подчеркивали свой мирный характер.
Запретить же передвигаться на осликах не могли: ведь, по Новому Завету, даже Иисус некогда въехал в Иерусалим на ослице.
Этот запрет был не единственным. Орден вообще имел весьма строгие правила, а его участники вели довольно скромную, если не сказать – нищенскую жизнь. Так, табу для них было наложено:
- на мясо и рыбу в обычное время;
- вино в любое время;
- обувь (ходили только босиком);
- какую бы то ни было личную собственность.
Порой все, что у них было, – это носимая постоянно на себе белая одежда с красно-синим крестом.
Одной из главных своих задач Орден видел в выкупе христиан у «неверных» – из плена у мусульман.
Между прочим, к деятельности Ордена тринитариев в разное время так или иначе были причастны такие незаурядные личности:
- Святой Феликс де Валуа (при своей земной жизни – простой бродячий отшельник, вместе с прованским священником Жаном де Матой основавший этот Орден);
- блаженная Елизавета Канори;
- блаженная Анна Мария Таиджи;
- ученик Эль Греко – монах Ортенсьо Феликс Парависино, которого известный художник изобразил на одной из своих картин (сейчас она находится в мадридском музее Прадо; вообще же у Эль Греко 3 картины, изображающие разных братьев-тринитариев);
- друг крупнейшего ученого своего времени, этого «князя гуманистов» Эразма Роттердамского – Робер Гагьен, бывший генералом данного Ордена;
- Мигель де Сервантес, в 1580 г. выкупленный из алжирского плена монахами. По возвращении домой он как раз и написал «Дон Кихота», ставшего одной из самых известных книг в мировой литературе.
Спрашивается: как Сервантес вообще угодил в этот плен? Некогда он плыл из Неаполя в Барселону, и их галера была атакована алжирскими корсарами.
Многим путешествующим на той злополучной галере не удалось выжить. А у Мигеля нашего де Сервантеса оказались с собой рекомендательные письма. Пираты смекнули, что перед ними – человек богатый и влиятельный, и затребовали за него большой выкуп.
В то время это вообще была распространенная пиратская «бизнес»-практика: они бороздили моря в поисках наживы любого рода, в том числе брали богатых и знатных пленников, чтобы потом вернуть их родным за вознаграждение.
Но пока этот выкуп собирали, бедолаге писателю пришлось целых 5 лет томиться в африканском плену. Он даже пытался несколько раз бежать оттуда, но его каждый раз ловили.
Проводя время под жарким африканским солнцем, наш писатель о многом размышлял. Вот почему, помимо прочего, герой Дон Кихот получился таким, мягко говоря, странноватым, а его друг и оруженосец Санчо Панса передвигался на осле…
По закону подлости, у родителей писателя не нашлось суммы, достаточной для выкупа. И помогли ему в итоге участники Ордена, девизом которого были слова: «Слава Тебе, Троица, а пленным – свобода».
В целом же за 437 лет своей активной деятельности Орден выкупил из плена у мусульман разных стран 30 732 невольника. Причем освобождены были не только католики, но и те, кого монахи считали язычниками (а это большое достижение гуманизма не просто для средневекового человека, но и для монаха в принципе).
И распространял Орден свое действие довольно широко, даже до Украины и Прибалтики доходил.
Вот это продуктивность! И, заметьте, им в то время никаких грантов не давали и налог за благотворительность не списывали…
Наверняка многие резонно спросят: «А за чей счет этот банкет?» А главным образом за счет… подаяний простых людей.
Более того: иногда, не имея средств для выкупа, эти монахи сами уходили в рабство взамен освобождения из плена невольников. Вот вам и «братья ослов». Да это же формула «Вера горы свернет» в действии!
Кстати, Орден жив до сих пор. И у него даже есть свой официальный сайт в Интернете. Перефразируем известную песню: милосердие должно продолжаться!